Лафонтен,Жан (Jean de Là-Fontaine) - знаменитый французский баснописец; род. в 1621 г. в
Шато-Тьери, умер в 1695 г. Отец его служил по лесному ведомству, и Л. провел детство среди лесов и
полей. Двадцати лет он поступил в братство Oratoire для подготовки к духовному званию, но больше
занимался философией и поэзией. В 1647 г. отец Л. передал ему свою должность и убедил его жениться
на 15-тилетней девушке. Он очень легко отнесся к своим новым обязанностям, как служебным, так и
семейным, и вскоре уехал в Париж, где прожил всю жизнь среди друзей, поклонников и поклонниц его
таланта; о семье своей он забывал целыми годами и лишь изредка, по настоянию друзей, ездил на
короткое время на родину. Сохранилась его переписка с женой, которую он делал поверенной своих
многочисленных романтических приключений. На своих детей он так мало обращал внимания, что,
встретившись в одном доме со своим взрослым сыном, не узнал его. В Париже Л. имел блестящий успех;
Фуке назначил ему крупную пенсию, как плату за одно стихотворение в месяц; вся аристократия
покровительствовала ему, а он умел остаться независимым и изящно насмешливым, даже среди
льстивых панегириков, которыми он осыпал своих патронов. Первые стихи, превратившие Л. из
салонного стихотворца в первоклассного поэта, написаны были им в 1661 г. и внушены были
сочувствием к печальной судьбе его друга Фуке. Это была "Elégie aux nymphes de Vaux", в которой он
горячо заступался перед Людовиком XIV за опального сановника.Жил он Париже сначала у герцогини
Бульонской, потом, более 20 лет, в отеле m-me de la Sablière; когда последняя умерла, и он вышел из ее
дома, он встретил своего знакомого d"Hervart, который предложил ему поселиться у него. "Я как раз туда
и направлялся", гласил наивный ответ баснописца. В 1659-65 гг. Л. был деятельным членом кружка
"пяти друзей" - Мольера, Л., Буало, Расина и Шапелля, и сохранял со всеми дружеские сношения и после
разрыва между другими членами кружка. В числе его друзей были также Кондэ, Ларошфуко, m-me де
Севиньи и др.; только ко двору он не имел доступа, так как Людовик XIV не любил легкомысленного, не
признающего никаких обязанностей поэта. Это замедлило избрание Л. в академию, членом которой он
сделался только в 1684 г. Под влиянием m-me de la Sablière, Л., в последние годы жизни, сделался
верующим, оставаясь, однако, легкомысленным и рассеянным поэтом, для которого серьезна была
только его поэзия. Значение Л. для истории литературы заключается в том, что он создал новый жанр,
заимствуя из древних авторов лишь внешнюю фабулу басен. Создание этого нового жанра полулирических,
полу-философских басен обусловливается индивидуальным характером Л., искавшего
свободной поэтической формы для отражения своей артистической натуры. Эти поиски не сразу
увенчались успехом. Его первым произведением была "Joconde" (1666), легкомысленное и остроумное
подражание Ариосто; за этим последовал целый ряд "сказок", крайне скабрезных. В 1668 г. появились
первые шесть книг басен, под скромным заглавием: "Fables d"Esope, mises en vers par M. de La Fontaine";
2 изд., заключавшее уже 11 книг, вышло в 1678 г., а 3-е, с включением 12-й и последней книги - в 1694 г.
Первые две книги носят более дидактический характер; в остальных Л. все более становится свободным,
перемешивает нравоучение с передачей личного чувства и, вместо иллюстрации, напр., той или другой
этической истины, передает большей частью какое-нибудь настроение. Л. менее всего моралист и, во
всяком случае, мораль его не возвышенная; он учит трезвому взгляду на жизнь, уменью пользоваться
обстоятельствами и людьми, и постоянно рисует торжество ловких и хитрых над простоватыми и
добрыми; сентиментальности в нем абсолютно нет - его герои те, кто умеет устроить свою судьбу. Но не
в этой грубой, утилитарной морали значение басен Л. Они велики своими художественными
достоинствами; автор создал в них "комедию в сто актов, перенеся на сцену весь мир и все живые
существа в их взаимных отношениях". Он понимал людей и природу; воспроизводя нравы общества, он
не громил их как проповедник, а отыскивал в них забавное или трогательное. В противоположность
своему веку, он видел в зверях не механические существа, а живой мир, с богатой и разнообразной
психологией. В его баснях живет вся природа. Под видом звериного царства он, конечно, рисует
человеческое, и рисует тонко и метко; но в то же время его звериные типы в высшей степени
выдержанны и художественны сами по себе. Художественному значению басен Л. способствует также
красота поэтических вступлений и отступлений Л., его образный язык, свободный стих, особое искусство
передавать ритмом движения и чувства и вообще удивительное богатство и разнообразие поэтической
формы. См. "Eloges" Л. в сочин. Perrault, d"Olivet, Laharpe, Chamfort; Walckenaer, "Hist. de la vie et des
ouvrages de L." ("Oeuvres", 3 изд. 1824); Marthy Laveaux, "Essai sur la langue de L." (1853); Sainte-Beuve,
"Portr. littér." (т. I), "Caus. du Lundi" (т. VII); Taine, "L. et ses fables" (1861); P. Souillé, "L. et ses
devanciers" (1861); Saint-Marc Girardin, "L. et les fabulistes" (1867); Paul de Rémusat, "L.-naturaliste" ("Rev.
des Deux. Mondes", дек., 1869); J. Claretie, "L. et ses critiques" ("Rev. des Cours littér.", т. I). О влиянии Л. на
И. А. Крылова см. Крылов И. А. Часть басен Л. (иллюстр.) дана в приложении к журналу "Звезда" (1895).
З. В.
Стр.1