http://www.vehi.net/brokgauz/all/107/107763.shtml
Флобер
(Gustave Flaubert) -- знаменитый французский романист, глава реалистической школы во
Франции; род. в 1821 г., в Руане, умер в 1880 г. Отец его был очень известный врач, заведовавший
хирургическим отделением в руанском госпитале; мать была родом из старинной нормандской семьи, и
от нее Ф. унаследовал свою внешность плотного коренастого нормандца с крупными чертами лица. Он
родился в госпитале и жил там, в квартире отца, до 18 лет. У него с детства было особое влечение к
зрелищу болезни и смерти, к сильным и мрачным ощущениям: еще совсем ребенком он тайком
перелезал через стену, чтобы рассматривать трупы в зале для вскрытия.Юношей он привлекал симпатии
сумасшедших и идиотов и любил наблюдать больных, как бы подготовляясь к занимавшему его
впоследствии изучению нравственного уродства людей, "гангрены жизни". Его всегда влекло к
таинственному, ужасному и уродливому. В 1840 г. Ф. отправился в Париж изучать право, не чувствуя
особого призвания к юридическим наукам; жил в Париже довольно уединенно, избегая общества
товарищей и посещая лишь нескольких художников, в том числе скульптора Прадье; у него он
познакомился с Виктором Гюго и с писательницей Луизой Коле. Занятия в Париже были прерваны в
1845 г., когда умер отец Ф. и вскоре после того его любимая сестра Каролина. Мать его очень страдала
от одиночества, и ради нее Флобер легко решился оставить Париж, который он не любил, и занятия
правом, мало его интересовавшие. Он поселился с матерью в Круассе, близ Руана, в своем маленьком
живописном поместье, и прожил там до самой смерти, ведя одинокий образ жизни, работая без устали; за
всю жизнь он совершил только два продолжительных путешествия -- одно по Бретани в 1846 г., другое
на Восток в 1849 г., оба раза в сопровождении своего друга Максима дю Кана. От времени до времени он
приезжал в Париж. С 1846 г. Ф. предался исключительно литературе, много читал, задумывал свои
будущие произведения, делал подготовительные работы, писал о своих планах и мыслях друзьям. К
этому же времени относится начало его романа с Луизой Коле. Это была его единственная серьезная
привязанность, длившаяся восемь лет, с промежутками, временными разрывами и примирениями. В 1849
г. он объездил Египет, Сирию, Палестину, Грецию; особенно сильное впечатление, как это видно по его
собственным описаниям, произвели на него пирамиды и сфинкс. В Круассе он проводил целые дни в
работе, в Париже видался с друзьями, Жорж Санд, Жюлем Сандо, Теофилем Готье, Гонкурами, А. Додэ,
Э. Золя, бывал на знаменитых "обедах Маньи", где встречался с Тэном, Ренаном, Тургеневым, увлекался
беседами о литературе и искусстве и больше всего любил громить буржуазное общество. Первый его
роман, "Madame Bovary", появился в "Revue de Paris" в 1856 г. Против Ф. возбужден был процесс за
оскорбление этим романом общественной нравственности; после горячих судебных прений он был
оправдан. В 1862 г. появился исторический роман Ф. "Salammbo", в 1869 -- роман нравов "Education
Sentimentale", в 1874 г. -- "Tentation de St. Antoine", в 1877 -- "Trois contes"; затем Ф. стал усиленно
работать над давно задуманным любимым своим произведением, романом "Bouvard et P И cuchet", но не
успел закончить его; из предполагаемых двух томов Ф. написал только один, и тот не имеет
завершенности других произведений Ф. Конец жизни Ф. был печальный: он страдал тяжелым нервным
недугом, был мрачен и раздражителен, порвал отношения с лучшим своим другом, Максимом дю Каном;
мать его умерла, материальное положение его ухудшилось, так как значительную часть своего состояния
он уступил бедным родственникам. Полного одиночества Ф. не испытал в старости благодаря нежным
заботам своей племянницы, м-м Комманвиль, а также дружбе с Жорж Санд; большое утешение
доставлял ему также Гюи де Мопассан, сын одной из его подруг детства; Ф. заботился о развитии его
молодого таланта и был для него строгим и внимательным учителем. Болезнь и тяжелый литературный
труд рано истощили силы Ф., он умер от апоплексического удара. В 1890 г. ему поставлен в Руане
памятник работы известного скульптора Шапю. Литература была исключительным интересом Ф.; все
остальное, всякие общественные и политические интересы он презирал и клеймил кличкой
буржуазности, что для него было синонимом глупости. Жизнь интересовала его только как материал для
литературы, как поле для наблюдений; литература имела для него самодовлеющее значение, помимо
проповеди каких-либо идей и выяснения смысла жизни. Его миросозерцание сводится к обличению
тупости ненавистных ему буржуа без указания положительного идеала. Флобер -- реалист по своей
прирожденной гениальной наблюдательности, по уменью докапываться до самых скрытых
психологических мотивов в поступках людей; сила его реалистического таланта усугубляется его
глубоким пессимизмом, доходящим до мизантропии и до странного, болезненного влечения к
созерцанию тягостных, уродливых зрелищ. Именно потому, что его раздражала и возмущала тупость
людей, он постоянно искал ее проявлений, тщательно запоминал свои наблюдения и с особым
Стр.1