П. К. Вельтман // Литературная энциклопедия: В 11 т. - [М.], 1929-1939.
Т. 2. - [М.]: Изд-во Ком. Акад., 1929. - Стб. 137-139.
http://www.feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le2/le2-1375.htm
ВЕЛЬТМАН Александр Фомич [1800-1870] - романист, поэт, археолог. Сын офицера - смотрителя
Московской долговой тюрьмы, учился сначала в Благородном пансионе при Московском университете,
затем в Петербургском пансионе братьев Терликовых. С 1816 служил в армии, участвовал в турецкой
войне 1828-1829. В 1831 вышел в отставку в чине подполковника. К этому же году относится начало его
лит-ой известности. В начале 40-х гг. пристрастился к археологии. В 1842 получает место помощника
директора Оружейной палаты, а после смерти Загоскина назначается ее директором [1852] и занимает
эту должность до смерти. Состоял членом обществ: Истории и древностей российских и Любителей
российской словесности. Редактировал издание "Древностей Российского государства". Исторические и
археологические работы В. ("Начертание древней истории Бессарабии", "Достопамятности Московского
кремля", "Московская оружейная палата", "Индо-германе или сайване", "О свевах, гуннах и монголах",
"Атилла и Русь IV-V в." и др.) отличаются необузданной фантазией, свойственной романтизму, и
серьезного научного значения не имеют.
Своей лит-ой известностью, несмотря на то, что он является автором ряда стихотворений и
повестей в стихах, Вельтман обязан исключительно своей прозе, к-рая и определяет его значение в
истории русской лит-ры. В 1831 он выпускает первые три части "Странника", поставившего его сразу в
ряд первостепенных прозаиков. "Кащей бессмертный" [1833] имел уже исключительный успех, встретил
всеобщее одобрение критики и упрочил за В. репутацию "замечательнейшего романиста". Из его
следующих произведений следует отметить: "Святославич, вражий питомец" [1835], "Александр
Филиппович Македонский" [1836], "Сердце и Думка", два сборника "Повестей" [1836 и 1843], "Новый
Емеля или превращение" [1845] и романы из цикла "Приключения, почерпнутые из моря житейского":
"Саломея" [1848], "Чудодей" [1849], "Воспитанница Сарра" [1862] и "Счастье-несчастье" [1863].
Хотя последние романы В. вышли в 60-х гг., он уже начиная с конца 40-х гг. сходит с
литературной авансцены; временем исключительной его популярности являются 30-е гг. Один из
талантливейших и ярких представителей лит-ых исканий 30-х гг., отличавшихся напряженным
интересом к вопросам формы, В. свою лит-ую родословную ведет от Стерна (см.) и Ксавье де-Местра
(см.), что особенно сказалось на первом его прозаическом произведении - "Страннике". Стиль В.
характеризуется всеми признаками "стернианства" - подчеркиванием повествовательных приемов, игрой
с формой: авторской болтовней, каламбурами, нарочитым торможением сюжета разными
отступлениями, разбросанностью конструкции, фрагментарностью, сюжетными перестановками.
Проблему лит-ого яз., одну из основных для русских писателей 30-х гг., В. разрешает, вводя в свою
лексику элементы древнерусского яз. (особенно в своих исторических романах), наряду с Далем, к-рый
обновляет лит-ый яз. простонародными и диалектическими речениями. Разработанная В. своеобразная
языковая система сближает его с Лесковым. Причудливый гротеск, живая фантазия, занимательность,
смешение фантастики с реализмом сделали В. любимцем публики и критики 30-х и начала 40-х гг. С
конца 40-х гг., когда перед лит-рой ставятся задачи разрешения разного рода идейных и психологических
проблем, эти особенности стиля В. навлекают на него упреки в бедности содержания. Его последний
роман - "Приключения, почерпнутые из моря житейского" - проходит почти незамеченным. "В наше
время романы пишутся, чтобы поставить разные вопросы, - и вдруг среди них наивнейший роман
тридцатых годов" ("Библиотека для чтения", 1863).
Имя В. сходит со страниц журналов и забывается настолько основательно, что даже в больших
курсах по истории лит-ры оно упоминается лишь вскользь. И только в наше время, с обновлением лит-ой
науки, возобновляется интерес к В. Наряду с выяснением его роли в выработке литературных форм и яз.,
современные исследователи (В. Ф. Переверзев) стремятся выяснить его место в истории лит-ры. Как и
Даль, Полевой, Греч, Павлов, Погодин, В. является одним из первых представителей того стиля в
русской литературе, социальные истоки которого восходят к городскому мещанству, мелкобуржуазной
интеллигенции; высшей точкой развития этого стиля было творчество Достоевского. С Достоевским
Вельтмана сближают не только композиционные приемы: сюжетная перестановка, стремительность и
запутанность действия, создающие "занимательность" и повышающие читательскую
заинтересованность, что отводит Вельтману почетное место в истории русского авантюрного романа.
Самый характер его гротеска, стирание граней между фантастическим и реальным, психологические
черты его героев, особенно "Приключения из моря житейского" (мотив двойничества, истеричность,
этическая неуравновешенность) - все это дает основание В. Ф. Переверзеву считать В. "предтечей
Достоевского".
Творчество В. еще мало исследовано, но и все вышесказанное позволяет отвести В. заметное
место в истории русской лит-ры.
Стр.1