Лопе де Вега
(Lope Felix de Vega Carpio) -- гениальный драматург, творец испанской национальной драмы; род.
25 ноября 1562 г. в Мадриде. Отец Л. писал стихи, как видно из поэмы его сына "Лавр
Аполлона" ("Laurel de Apollo"), заключающей в себе панегирик тогдашним испан. писателям. Повидимому,
Л. потерял рано своих родителей. Десяти лет он поступил в коллегию иезуитов в Мадриде и
скоро начал сочинять комедии. Первая дошедшая до нас пьеса его, "El verdader amante", написана им 12
или 13 лет от роду, прекрасными стихами, и имела большой успех. Вышедши из алькалского
университета, Л. поступил секретарем герцога Альба, по просьбе которого написал пастушеский роман
"Arcadia" (смесь прозы со стихами), появившийся в печати только в 1598 г. В 1584 г. Л. женился, а спустя
год по причинам, до сих пор не разъясненным, был заключен в тюрьму, затем изгнан из Мадрида на
несколько лет. В 1588 г. он принял участие в экспедиции Великой армады. В 1591 г. умерла жена Л.;
смерть ее страшно потрясла поэта. Литературное положение Л. уже в ту пору было блестящее. С 1585 г.
на столичных сценах давались чуть не исключительно драмы Л., имевшие необычайный успех.
Сервантес в предисловии к "Ocho comedias" называл Л. "дивом природы", "великим писателем",
возвысившимся сразу до степени "повелителя театра". В 1599 г. Л. издал самую популярную из всех
своих поэм, "San Isidro L a brador" ("Св. Исидор Пахарь"). В 1604 г. Л. женился вторично и окончательно
поселился в Мадриде. Через несколько лет умер один из его сыновей, умерла жена; он постригся в
монахи и вступил в религиозное братство, членом которого состоял и Сервантес. Духовный сан нимало
не препятствовал драматургу писать комедии; не изменил он и страстного темперамента поэта. В 1616 г.
он безумно влюбился в Марту Неварес. Эта любовь длилась 16 лет, до самой смерти доньи Марты,
которую Л. воспел под именем Амарильи и которой посвятил несколько драматических произведений.
Она развелась с мужем и переехала в дом Л., но за четыре года до смерти ослепла и затем впала в
безумие. Дочь Л. 16-ти лет ушла в монастырь, а другой сын его погиб в экспедиции для ловли жемчуга. -
- Ряд сценических триумфов сделал Л. идолом толпы. Восхищение им переходит в обожание; имя его
становится синонимом для всего наилучшего. Если Л. показывался на улице, толпы народа следовали за
ним, женщины выходили на балконы. Ученые и литераторы, испанские и иностранные, нарочно ездили в
Мадрид, чтобы только взглянуть на "Феникса Испании". Слава Л. возбудила мелочную зависть
некоторых менее известных писателей и вовлекла его в разные дрязги и ссоры. Даже с Сервантесом у Л.
существовала литературная вражда. У Л. не хватало великодушия помнить, что Сервантес был горемыка,
жил в крайней бедности и не был оценен по заслугам; он не понимал значения и гениальности "ДонКихота".
Сервантес называл Л. поэтом, которому в прозе и стихах нет равного, -- но вместе с тем
указывал, хотя и очень сдержанно, слабые стороны его творчества. С годами производительность Л.
скорее увеличивалась, чем уменьшалась, а духовная сила его не ослабевала. За год до смерти Л. окончил
последнюю, превосходную комедию свою, "Las bizarrerias de Belisa", и еще за четыре дня до смерти -- он
умер 27 августа 1635 г. -- написал поэму "El siglo de oro" ("Золотой век"), замечательную по силе,
гармоничности и прелести стиха. Похороны Л. были необычайно пышны и блестящи. 150 испанских
поэтов написали в память его стихотворения, из которых составился целый том. В другой том,
появившийся в Венеции, вошли стихотворения, посвященные памяти Л. наиболее известными
итальянскими поэтами. Отличительными чертами характера Л. при всей страстности его были
добродушие и нежность.
Неувядаемая слава Л. зиждется, главным образом, на его драмах, хотя его поэмы, оды, послания,
элегии также отличаются силой, оригинальностью и звучным, прекрасным стихом. Он написал около
2000 пьес, из которых до нас дошли только 500. Творчество Л. было очень близко к импровизации. Он
сочинял стихи с необыкновенной легкостью и диктовал их скорее, чем можно было их записывать. До Л.
число испанских пьес было незначительно. Вдохновившись народной поэзией, Л. придал драме
художественную форму и гениально отразил в ней главнейшие черты испанской жизни того времени.
Прежде всего проникнутый горячей любовью к отечеству, он не пропускает ни одного интересного
события испанской истории, ни одного случая увековечить честь и славу своего народа. Он редко
придерживается исторической точности, но тем не менее драмы его проникнуты вполне историческим
духом. Желание Л. придать каждой эпохе свойственный ей колорит распространяется даже и на язык.
Так, напр., комедия его "Las famosas Asturianas" ("Знаменитые женщины Астурии") написана слогом
древнекастильских летописей. Особенно любил Л. изображать первые времена испанско-христианской
монархии. Он охотно выводил на сцену патриархальных поселян Кастилии, которые то обрабатывали
поля, то обнажали меч против мусульман. Наиболее известные из исторических драм Л.: "Conde Fernan
Gonzalez" или "La Libertad de Castilia" и "El Principe Despe?ado" ("Король, брошенный в пропасть"), где
выведены на сцену народное возмущение и насильственная смерть короля, дона Гарсии. И в другой
пьесе, "Innocente Sangre" ("Невинная кровь"), король несет кару за свою несправедливость. Знаменитая
Стр.1