Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 659197)
Контекстум

Чудо с отроком Варфоломеем о разумении грамоты. Статья (80,00 руб.)

0   0
Первый авторКириллин Владимир Михайлович
Издательство[Б.и.]
Страниц14
ID1202
АннотацияВсякий человек, интересующийся русской живописью, конечно же, знаком с картиной М. В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею» (1889-1890 гг.). На картине запечатлён момент встречи и беседы мальчика-пастушка с неким иноком. Это лишь эпизод события, пережитого, согласно преданию, преподобным Сергием Радонежским († 1392 г.) в детстве.
Кому рекомендованоДля историков, филологов и всех, интересующихся русской средневековой культурой.
Кириллин, В.М. Чудо с отроком Варфоломеем о разумении грамоты. Статья / В.М. Кириллин .— : [Б.и.], 2010 .— 14 с. — статья, публикация текста .— URL: https://rucont.ru/efd/1202 (дата обращения: 09.10.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

В. М. Кириллин ЧУДО С ОТРОКОМ ВАРФОЛОМЕЕМ О РАЗУМЕНИИ ГРАМОТЫ Всякий человек, интересующийся русской живописью, конечно же, знаком с картиной М. В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею» (18891890 гг.) <...> Это лишь эпизод события, пережитого, согласно преданию, преподобным Сергием Радонежским († 1392 г.) в детстве. <...> О событии рассказывает древнерусское жизнеописание знаменитого подвижника. <...> Я имею в виду текст «Жития» преподобного Сергия, созданный около 1418 г. духовником троицкой братии Епифанием Премудрым (ум. до 1422 г.), и его позднейшие переделки, которые принадлежат перу прибывшего на Русь в середине 30-х гг. <...> XV в. афонского иеромонаха и серба Пахомия Логофета (ум. в 1480-е гг.) <...> Епифаниевский текст сохранился в составе пространной редакции агиобиографии Радонежского чудотворца1, самый ранний список которой 1 См. издания: 1) Житие преподобного и богоносного отца нашего Сергия Радонежского и всея Руси чудотворца: (По лицев. списку Троице-Сергиевой Лавры ХVI в.) <...> Пахомиевские же тексты известны по рукописям XV в. <...> Это несколько версий, среди которых как самые цельные наиболее интересны «Первая» и «Третья» редакции2, созданные соответственно около 1438 и около 1442 г. Внешне переделки Логофета отличаются от труда Епифания объѐмом, они представляют собой результат сокращения первоначального текста. <...> У Епифания Премудрого этому чуду посвящена отдельная глава «Яко от Бога дасться ему книжный разум, а не от человек»3, но приступ к рассказу о нѐм читается в конце предшествующей главы «Начало житию Сергиеву». <...> …И тако абие отроча растяше прочее время, по обычаю телеснаго възраста, преуспеваа душею, и телом, и духом, и исплъняася разума и страха Божия, и милость Божиа бе на нем; донде же достиже до седмаго лета възрастом, въ егда родителие ТЕКСТ ЛОГОФЕТА-1 …Отроча же растяше и крепляшеся духом. <...> Внегда же дъстиже седмаго лета възрастом тъгда родителие его вдашя учитися Божествъным писанием. <...> Внегда же достиже седмаго лета възрастом <...>
Чудо_с_отроком_Варфоломеем_о_разумении_грамоты._Статья.pdf
В. М. Кириллин ЧУДО С ОТРОКОМ ВАРФОЛОМЕЕМ О РАЗУМЕНИИ ГРАМОТЫ Всякий человек, интересующийся русской живописью, конечно же, знаком с картиной М. В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею» (18891890 гг.). На картине запечатлѐн момент встречи и беседы мальчикапастушка с неким иноком. Это лишь эпизод события, пережитого, согласно преданию, преподобным Сергием Радонежским († 1392 г.) в детстве. О событии рассказывает древнерусское жизнеописание знаменитого подвижника. Суть рассказа состоит в следующем: в благочестивом ребѐнке, малоспособном, но всей душою жаждущем учиться, вдруг открывается необычный дар познания, открывается благодаря его неколебимой вере в Бога, усердным молитвам и благословению таинственного старца, а также — как проявление домостроительства Творца о мире. Однако бытовавшие среди читателей Древней Руси повествования о духовных подвигах великого игумена сообщали об этом чуде по-разному. Я имею в виду текст «Жития» преподобного Сергия, созданный около 1418 г. духовником троицкой братии Епифанием Премудрым (ум. до 1422 г.), и его позднейшие переделки, которые принадлежат перу прибывшего на Русь в середине 30-х гг. XV в. афонского иеромонаха и серба Пахомия Логофета (ум. в 1480-е гг.). Версии «Жития», появившиеся в XVII столетии, здесь в расчѐт не принимаются. Епифаниевский текст сохранился в составе пространной редакции агиобиографии Радонежского чудотворца1, самый ранний список которой 1 См. издания: 1) Житие преподобного и богоносного отца нашего Сергия Радонежского и всея Руси чудотворца: (По лицев. списку Троице-Сергиевой Лавры ХVI в.). Сергиев Посад, 1853; 2) Житие Сергия Радонежского // ВМЧ: Сентябрь, дни 25-30. СПб., 1883. Стб. 1563-1578: З) Житие преподобного и богоносного отца нашего Сергия чудотворца и Похвальное ему Слово, написанное учеником его Епифанием в ХV в. / Сообщил архим. Леонид. Печатаются по Троицким спискам ХVI в. с разночте1
Стр.1