Г. И. Успенский
Праздник Пушкина
(Письма из Москвы - июнь 1880)
Участие Ф. М. Достоевского в большом общественно-литературном событии - торжественном
открытии памятника Пушкину в Москве 5-8 июня 1880 года - было последним ярким выступлением
писателя перед широкой аудиторией. Произнесенная 8-го июня, на заседании Общества любителей
российской словесности, речь Достоевского, по единодушному свидетельству современников, произвела
на слушателей потрясающее впечатление. В III Отделение поступила анонимная информация о
популярности речи Достоевского с предложением принять меры против ее распространения (см. статью
Н. Ф. Бельчикова "Пушкинские торжества в Москве в 1880 году в освещении агента III Отделения". -
"Октябрь", 1937, N I).
Однако когда речь была напечатана в "Московских ведомостях" (1880, N 162 от 13 июня) и других
газетах и журналах, а также, с авторскими разъяснениями и ответом А. Д. Градовскому, помещена в
"Дневнике писателя" ("Единственный выпуск на 1880 год, август"), она вызвала многочисленные отклики
разноречивого характера. Очерк Г. Успенского дает представление об отношении к речи Достоевского
революционно-демократических кругов. На Пушкинских торжествах 1880 года Г. Успенский (1843-1902)
был представителем редакции "Отечественных записок". Свои впечатления он выразил в статье
"Пушкинский праздник" (в т. 3 Сочинений Г. Успенского 1891 года названа "Праздник Пушкина"). Статья
эта писалась и присылалась в журнал в несколько приемов; мемуарные и публицистические элементы в
ней переплетаются: впечатления от только что увиденного и услышанного дополняются более поздней их
оценкой. В начале статьи дается описание самих праздников. Правильно оценивая либеральное
краснобайство большинства ораторов, Успенский подчеркивает особенно, что это праздник в честь
литературы, подчеркивает и размах энтузиазма многотысячной толпы, собравшейся у памятника
Пушкину.
Основная часть статьи посвящена речам И. С. Тургенева и Ф- М. Достоевского, выступления
которых Успенский выделяет. Под влиянием первого впечатления Успенский акцентирует внимание на
близких ему идеях в речи Достоевского: долге интеллигенции перед народом и впервые публично
высказанном уважении к типу скитальца, жаждущего общечеловеческого счастья. Импонирует
Успенскому и толкование Достоевским народности Пушкина и предсказание великого будущего России.
Реакционные же моменты в речи Достоевского Успенский первоначально отмечает лишь мимоходом,
сосредоточивая на них внимание. в заключительной части статьи, которая в тексте "Отечественных
записок" отделена чертою, а в т. 3 Сочинений (СПб. 1891) предварена подзаголовком "На другой день". В
этой части Успенский осуждает "умысел" Достоевского развенчать избранный скитальцем путь борьбы и
призвать его как "фантазера без почвы" к смирению, осуждает и трактовку образа Татьяны, как
выражения "народного" идеала покорности долгу.
Переоценку речи Достоевского Успенский производит уже после появления ее в "Московских
ведомостях", отчасти, по-видимому, под влиянием Салтыкова-Щедрина, который высказывал резкое
недовольство присылаемыми корреспонденциями (см. письмо Г. И. Успенского к М. И. Петрункевичу от
14 июля 1880 г. - Успенский, XIII, 228). Учитывая политическую ситуацию (с одной стороны, подъем
революционных настроений в среде демократической интеллигенции, с другой - попытку правительства
ввести эти настроения в либеральное русло, выражением которой и явилось санкционирование
временным диктатором Лорис-Меликовым Пушкинских торжеств) и руководствуясь идеологическими
соображениями, Салтыков-Щедрин стремился нейтрализовать успех речей Тургенева и Достоевского,
противопоставив им более острое критическое выступление одного из сотрудников "Отечественных
записок". Неудовлетворенный статьей Успенского, он обращается к Н. К. Михайловскому с просьбой
познакомиться с речами Достоевского и Тургенева и написать о них "в июльской книжке"
"Отечественных записок" (см. письмо Салтыкова-Щедрина к Михайловскому от 27 июня 1880 г.).
Михайловский в своих "Литературных заметках" (03, 1880, N 7) откликнулся на это пожелание. Однако,
полемизируя с Тургеневым и Достоевским, он, в оценке Пушкинской речи, в основном, присоединился к
Успенскому.
В т. 3 Сочинений Успенский сохраняет и ту часть своих заметок, которые написаны под
непосредственным впечатлением, и заметку, написанную после чтения речи в журнале, как бы
Стр.1