ЗАПАДНЫЕ ХРИСТИАНЕ В ВОСПРИЯТИИ РУССКОГО
ИНОКА XI ВЕКА
Вниманию
читателя
предлагается
конфессионально-
культурологическое размышление по поводу текста известного
древнерусского сочинения антилатинской направленности — "Слова", или "Послания", "о вере крест ьянской и о лат ыньской". <...> Однако в настоящее время убедительно
доказано, что автором "Послания" был все-таки святой Феодосий
2
Печерский . <...> Преподобный Феодосий Печерский, его жизнь и сочинения (По поводу книги В. А. Чаговца). <...> 1) Из истории древнерусской публицистики XI века (Послание Феодосия
Печерского к князю Изяславу Ярославичу о латинянах) // ТОДРЛ. <...> Это наметившийся еще в IX веке, при патриархе Константинопольском Фотии и папе Римском Николае I, и происшедший в XI веке — в 1054
году, — при патриархе Михаиле Керуларии и папе Льве IX, административно-организационный, церковно-политический и конфессиональный разрыв между восточными и западными христианами —
6
"Великая схизма" . <...> Этот трагический для Вселенской Церкви факт
3
Повесть временных лет //
ПЛДР: XI — начало XII века. <...> Во-первых, в церковно-религиозном отношении он
был последовательным "византинистом", проводником греческого
понимания вероучительных, догматических истин, восточного типа
святости, а также литургических, канонических и обрядовых традиций, и потому без колебаний занял в конфликте Церквей сторону
Константинополя, твердо исповедуя «правоверие» и непримиримо
осуждая отпавших латинян. <...> Во-вторых, реальная жизненная ситуация в Киевский Руси прямо-таки вынуждала святого насельника Печерского монастыря сделать свой определенный и недвусмысленный
выбор, ибо разделение состоялось, Константинополь и Рим обменялись анафемами, но в Киеве, как и вообще на Руси, между тем жило
немало чад, окормляемых Западной Церковью, имелись храмы, в которых «варяжские попы» литургисали по западному чину — на7
пример, в монастыре Святой Девы Марии , наконец тяготение к Западу можно было наблюдать, как уже <...>
Западные_христиане_в_восприятии_русского_инока_XI_века._Статья.pdf
Кириллин В. М.
ЗАПАДНЫЕ ХРИСТИАНЕ В ВОСПРИЯТИИ РУССКОГО
ИНОКА XI ВЕКА
Вниманию читателя предлагается конфессиональнокультурологическое
размышление по поводу текста известного
древнерусского сочинения антилатинской направленности — "Слова",
или "Послания", "о вере крест ьянской и о латыньской". Этот
памятник нашей старинной литературы был довольно популярен в
Древней Руси. Он сохранился в большом числе списков и нескольких
текстовых вариантах. Наиболее ранний список произведения,
относится к рубежу XIV-XV веков и, как установлено, воспроизводит
наиболее близкий к первоначальному виду текст. В науке сосуществуют
две гипотезы относительно его автора. Одни ученые атрибутировали
"Послание" игумену Киево-Печерского монастыря преподобному
Феодосию (ум. в 1074 г.), другие — жившему позднее, в
XII веке, «списат елю» Феодосию Греку, также связанному с КиевоПечерским
монастырем1
. Однако в настоящее время убедительно
доказано, что автором "Послания" был все-таки святой Феодосий
Печерский2
.
"Послание", таким образом, написано в XI столетии — как полагают,
в 1069 году или чуть позднее, но до 1074 года. Конкретным
поводом для него послужила политика князя Изяслава Ярославича,
который для решения своих внутриполитических задач использовал
1
Чаговец В. А. Преподобный Феодосий Печерский, его жизнь и сочинения. Киев, 1901.
С. 195-200. — Бельченко Г. П. Преподобный Феодосий Печерский, его жизнь и сочинения
(По поводу книги В. А. Чаговца). Одесса, 1902. С. 46-50.
2
Еремин И. П. 1) Из истории древнерусской публицистики XI века (Послание Феодосия
Печерского к князю Изяславу Ярославичу о латинянах) // ТОДРЛ. М.; Л , 1935. Т. 2. С
26-31; 2) Литературное наследие Феодосия Печерского // ТОДРЛ. М; Л., 1947. Т. 5. С.
161-163.
1
Стр.1