Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 471209)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента

Как избирались патриархи в досинодальный период РПЦ. Поставление Патриарха на Руси. Статья (60,00 руб.)

0   0
Первый авторКириллин Владимир Михайлович
Страниц14
ID1199
АннотацияПредпринятый обзор исторических данных призван показать, что на Руси в течение последнего столетия досинодальной эпохи голос Русской Церкви в деле избрания её главы преимущественно был вспомогательным, тогда как решающее значение почти всегда имел голос монарха.
Кому рекомендованоДля историков, филологов и всех, интересующихся русской средневековой культурой.
Кириллин, В.М. Как избирались патриархи в досинодальный период РПЦ. Поставление Патриарха на Руси. Статья / В.М. Кириллин .— 2010 .— 14 с. — статья

Предпросмотр (выдержки из произведения)

КАК ИЗБИРАЛИСЬ ПАТРИАРХИ В ДОСИНОДАЛЬНЫЙ ПЕРИОД РПЦ. <...> ПОСТАВЛЕНИЕ ПАТРИАРХА НА РУСИ 1 Византийский опыт . <...> Влияние обычного клира и мирян в деле избрания претендентов на кафедру патриарха и выбора из числа последних достойнейшего при общей активности византийского церковного народа было, однако, ничтожным. <...> Оно проявлялось лишь на предварительных этапах в характерных для разных слоев общества оценочных и волитивных настроениях относительно возможных кандидатов «от хижины рыбака до царского дворца», более или менее абстрактно отражаясь на результатах конкретного голосования. <...> Значительную роль в деле устроения патриаршей власти играло монашество и архиереи, которым, за редким исключением, обычно удавалось поставить во главе Церкви своих представителей. <...> Но доминирующей при этом, хотя и не совершенно свободной, была роль императора, ибо значение помазанника Божия, попечителя, покровителя и защитника византийского общества обязывало его деятельно участвовать в избрании патриарха. <...> К этому василевса понуждало и то, каким — в силу историко-социальных причин — огромным влиянием на ход государственной жизни (не говоря уж об общественной) и, в частности, влиянием на положение императорского престола пользовался сам патриарх (симфония светской и духовной власти). <...> Собственно процесс замещения вдовствующей патриаршей кафедры новым лицом был многоступенчатым и протяжѐнным во времени (от двух месяцев до нескольких лет). <...> Начинался он с созыва императором (но без его прямого участия) архиерейского Собора для обсуждения и избрания трех кандидатов в патриархи (это мог быть и епископ, и монашествующий, и даже мирянин). <...> Избрание патриархов в Византии с половины IX до половины XV века (843–1453 г.) // Христианское чтение. <...> акте так называемого малого наречения — от имени Собора и себя лично объявлял о своем выборе. <...> Последний закреплялся актом великого наречения <...>
Как_избирались_патриархи_в_досинодальный_период_РПЦ._Поставление_Патриарха_на_Руси._Статья.pdf
КИРИЛЛИН В.М. КАК ИЗБИРАЛИСЬ ПАТРИАРХИ В ДОСИНОДАЛЬНЫЙ ПЕРИОД РПЦ. ПОСТАВЛЕНИЕ ПАТРИАРХА НА РУСИ Византийский опыт1. Влияние обычного клира и мирян в деле избрания претендентов на кафедру патриарха и выбора из числа последних достойнейшего при общей активности византийского церковного народа было, однако, ничтожным. Оно проявлялось лишь на предварительных этапах в характерных для разных слоев общества оценочных и волитивных настроениях относительно возможных кандидатов «от хижины рыбака до царского дворца», более или менее абстрактно отражаясь на результатах конкретного голосования. Значительную роль в деле устроения патриаршей власти играло монашество и архиереи, которым, за редким исключением, обычно удавалось поставить во главе Церкви своих представителей. Но доминирующей при этом, хотя и не совершенно свободной, была роль императора, ибо значение помазанника Божия, попечителя, покровителя и защитника византийского общества обязывало его деятельно участвовать в избрании патриарха. К этому василевса понуждало и то, каким — в силу историко-социальных причин — огромным влиянием на ход государственной жизни (не говоря уж об общественной) и, в частности, влиянием на положение императорского престола пользовался сам патриарх (симфония светской и духовной власти). Собственно процесс замещения вдовствующей патриаршей кафедры новым лицом был многоступенчатым и протяжѐнным во времени (от двух месяцев до нескольких лет). Начинался он с созыва императором (но без его прямого участия) архиерейского Собора для обсуждения и избрания трех кандидатов в патриархи (это мог быть и епископ, и монашествующий, и даже мирянин). Из них император выбирал одного. Затем он через архонтов — в 1 Соколов И. И. Избрание патриархов в Византии с половины IX до половины XV века (843–1453 г.) // Христианское чтение. 1907. Кн. III. С. 267-299; Кн. IV. С. 420-454; Кн. V. С. 631-663; Кн. VI. С. 759-780; Кн. VII. С. 56-82.
Стр.1
акте так называемого малого наречения — от имени Собора и себя лично объявлял о своем выборе. Последний закреплялся актом великого наречения — литургически и соборне, то есть перед лицом всего церковного народа (включая духовенство, мирян и представителей власти), при этом, если нарекаемый не был в сане, совершалось его иерейское рукоположение. Далее императором в тронном зале Большого дворца совершалась торжественная церемония возведения новонареченного в звание Константинопольского патриарха и вручения ему первосвятительского жезла. После этого следовало первое патриаршее богослужение в храме св. Софии — с предваряющим, если избранник не был епископом, торжественным обрядом архиерейской хиротонии. В ходе первого патриаршего богослужения совершалась интронизация — акт провозглашения возведѐнного патриархом и его посажения на престоле предстоятеля Византийской Церкви. Завершался процесс замещения первосвятительской кафедры актом братского общения новоизбранного патриарха с главами других православных поместных церквей в форме адресованной им грамоты с изложением учения о вере, а также актом обращения к собственной пастве в форме окружного — исповеднического и учительного по содержанию — послания. Св. патриарх Иов. Важнейшими источниками, содержащими информацию, прямо касающуюся порядка избрания, наречения и возведения митрополита Московского Иова в патриарха «всея Руси» являются: 1) статья «Об учреждении патриаршества в России» (РНБ, рукописный сборник XVII в. библиотеки Соловецкого монастыря № 852, л. 60-109об.) и 2) более пространное известие «О пришествии на Москву из Царяграда Святейшаго Иеремея, патриарха вселенскаго» (ГИМ, рукописный сборник втор. полов. XVII в. Синодальной библиотеки № 703, л. 76об.-123об.). Оба документа (наряду со многими другими — русскими и греческими) изданы2. Несмотря 2 Шпаков А. Я. Государство и Церковь в их взаимных отношениях в Московском государстве. Царствование
Стр.2