КИНО"
ИЗДАТЕЛЬСТВО "НАУКА"
МОСКВА 1977
OCR - Александр Продан alexpro@enteh.com
СОДЕРЖАНИЕ:
КИНО - СЛОВО - МУЗЫКА.. <...> Убирая из кино музыку, - вы делаете его и впрямь немым, речь героев, лишенная одного из элементов,
становится мешающим недоноском. <...> (Последнее применяется в
массовых "комических" сценариях: берется Чарли Чаплин - а на деле отдаленное представление о
Чаплине, а то и попросту Глупышкин 3 - и внедряется в советский быт. <...> Литературная фабула входит в кино не всеми
особенностями, а некоторыми. <...> Даже "инсценировка" в кино "классиков" не должна быть иллюстрационной - литературные приемы и
стили могут быть только возбудителями, ферментами для приемов и стилей кино (разумеется, не всякие
литературные приемы; и разумеется, не всякий "классик" может дать материал для кино). <...> Кино может
давать аналогию литературного стиля в своем плане 5. <...> 6. У нас пока нет сколько-нибудь ясного выделения киножанров, а ведь именно киножанры должны
диктовать самые принципы построения сценария. <...> Не всякая фабула входит во всякий жанр, вернее жанр
кино либо оправдывает фабулу, либо делает ее неправдоподобной. <...> Пока для всех (в том числе и для режиссеров) вопрос о жанрах
неясен - сценарист должен не только развивать фабулу, - но и наталкивать (хотя бы путем аналогий) - на
жанр 6. <...> С вопросом о сюжете обстоит в кино столь же неблагополучно, как и в литературе: сюжетными считаются
вещи, в которых есть сложный фабульный узел. <...> Фабульная схема гоголевского
"Носа" до неприличия напоминает бред сумасшедшего: у майора Ковалева пропал нос, потом он очутился
на Невском проспекте, потом его, когда он уже садился в дилижанс, чтобы удрать в Ригу, перехватили, и в
тряпочке его принес квартальный майору 1. <...> В "Чертовом колесе" 3 медленно
развивающаяся фабула дана в бешеном сюжетном темпе. <...> Здесь незаконно то, что этот темп всюду
одинаково бешеный (нет нарастания, бешенство статично), но самый прием законен и может стать
отправной точкой для дальнейшего. <...> А когда
привыкаешь <...>
Кино.pdf
Ю. Н. Тынянов. КИНО
из книги "ПОЭТИКА. ИСТОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. КИНО"
ИЗДАТЕЛЬСТВО "НАУКА"
МОСКВА 1977
OCR - Александр Продан alexpro@enteh.com
СОДЕРЖАНИЕ:
КИНО - СЛОВО - МУЗЫКА.. 249
О СЦЕНАРИИ.. 251
О СЮЖЕТЕ И ФАБУЛЕ В КИНО.. 253
ОБ ОСНОВАХ КИНО.. 254
О ФЭКСАХ.. 269
КОММЕНТАРИИ.. 269
КИНО
КИНО - СЛОВО -МУЗЫКА
1
Кино и театр не борются друг с другом. Кино и театр обтачивают друг друга, указывают друг другу место,
самоограничивают друг друга. Младшее искусство сохранило всю непринужденность младшего ("а не
пойти ли нам в кино?"), но приобрело угрожающую силу. По силе впечатлений кино обогнало театр. По
сложности оно никогда его не обгонит. У них разные пути.
Прежде всего: пространство. Как бы ни углублять сценическую перспективу, от факта не уйдешь:
спичечные коробки лож и сцена под стеклянным колпаком. Актер связан этим колпаком. Он натыкается
на стены. (Как ужасно, что в опере еще выезжают верхом на лошади! Лошадь топает ногой, потряхивает
шеей. Как облегченно все вздыхают, когда несчастное животное уводят наконец. А не то еще, почем
знать, выскочит из коробки и попадет в оркестр.) В театре - передний план; он - барельеф. Если актер к
вам повернулся спиной, для вас существует только спина.
Затем: тело актера. С галерки Большого театра актер, пусть бы он даже играл Вотана, - кажется
куколкой. (Здесь связь театра с театром марионеток.) Гамлет с галерки кажется черной мухой. А у
передвижников актер, наоборот, играет у вас на носу. Тоже неприятно.
Актер связан своим телом.
Слово актера связано с его телом, с его голосом, с пространством.
Кино - абстрактное искусство.
Эксперименты над пространством: небывалая высота, прыжки с Марса на Землю - достигаются самыми
элементарными, обидно простыми средствами.
Стр.1