И. С. Тургенев
Отрывки из воспоминаний -- своих и чужих <...> I
СТАРЫЕ ПОРТРЕТЫ
...Верстах в сорока от нашего села проживал много лет тому назад двоюродный дядя моей матери,
отставной гвардии сержант и довольно богатый помещик, Алексей Сергемч Телегин -- в родовом своем
имении Суходоле. <...> Алексей Сергеич принимал меня
всегда очень радушно -- и я гащивал у него дня по три, но четыре. <...> Двух дочерей он с ней прижил; но они уже давно вышли
замуж и редко посещали Суходол; между ними и их родителями черная кошка пробежала, и Алексей
Сергеич почти никогда не упоминал о них. <...> Но пуще всего поражало в первый раз приехавшего гостя великое количество
картин, развешанных по стенам, большей частью работы так называемых итальянских мастеров: всё
какие-то старинные пейзажи да мифологические и религиозные сюжеты. <...> В гостиной на
почетном месте висел портрет императрицы Екатерины II во весь рост, копия с известного портрета
Лампи, предмет особого поклонения, можно сказать, обожания хозяина. <...> Сам Алексей Сергеич был приземистый, пузатенький старичок с одноцветным пухлым, но
приятным лицом, с ввалившимися губками и очень живыми глазками под высокими бровями. <...> Ходил Алексей
Сергеич постоянно в сером "реденготе" с тремя воротниками, падавшими на плечи, полосатом жилете,
замшевых штанах и темно-красных сафьянных сапожках с сердцевидными вырезами и кисточками
наверху голенищ; носил белый кисейный галстух, жабо, маншеты и две золотые английские "луковицы",
по одной в каждом кармане жилета. <...> ) "Как же, помилуй бог, не филозоф? -- ответил Алексей Сергеич.-- Ты, сударик, посмотри, как
он таково хорошо молчит! <...> -- "А потому, сударик, что наружу-то у него
одно лицо -- вот вы, верхогляды, и судите... <...> Двадцатилетним юношей, из богатой и знатной фамилии, он приехал в Петербург на службу в
гвардейском полку; на первом же куртаге императрица Екатерина его заметила -- и, остановившись перед
ним да указав на него веером, громко промолвила, обратись к одному из своих <...>
Отрывки_из_воспоминаний_-_своих_и_чужих.pdf
И. С. Тургенев
Отрывки из воспоминаний -- своих и чужих
И. С. Тургенев. Полное собрание сочинений и писем в тридцати томах. Сочинения в двенадцати
томах
Сочинения. Том десятый.
Повести и рассказы 1881--1883. Стихотворения в прозе 1878--1883. Произведения разных годов
Издание второе, исправленное и дополненное
М., "Наука", 1982
OCR Бычков М. Н.
Считаю нужным предпослать моим "Отрывкам" небольшое объяснение. Я избрал форму
рассказа от собственного лица для большего удобства, -- и потому прошу читателя не принимать "я"
рассказчика сплошь за личное "я" самого автора. На это намекает и самое заглавие отрывков: "Из
воспоминаний -- своих и чужих".
И. Т.
I
СТАРЫЕ ПОРТРЕТЫ
...Верстах в сорока от нашего села проживал много лет тому назад двоюродный дядя моей матери,
отставной гвардии сержант и довольно богатый помещик, Алексей Сергемч Телегин -- в родовом своем
имении Суходоле. Он сам никуда не выезжал, а потому и не посещал нас; но меня, раза два в год,
посылали к нему на поклон -- сперва с гувернером, а потом одного. Алексей Сергеич принимал меня
всегда очень радушно -- и я гащивал у него дня по три, но четыре. Зазнал я его уже стариком; в первый
мой приезд мне, помнится, было лет двенадцать; а ему уже за семьдесят лет перевалило. Родился он еще
при императрице Елизавете -- в последний год ее царствования. Он жил один с своей женой, Маланьей
Павловной; она была лет на десять моложе его. Двух дочерей он с ней прижил; но они уже давно вышли
замуж и редко посещали Суходол; между ними и их родителями черная кошка пробежала, и Алексей
Сергеич почти никогда не упоминал о них.
Вижу, как теперь, этот старинный, уж точно дворянский, степной дом. Одноэтажный, с громадным
мезонином, построенный в начале нынешнего столетия из удивительно толстых сосновых бревен -- такие
бревна привозились тогда из-за жиздринских боров, их теперь и в помине нет! -- он был очень обширен и
вмещал множество комнат, довольно, правда, низких и темных: окна в стенах были прорублены
маленькие, теплоты ради. Как водится (по-настоящему следует сказать: как водилось), службы, дворовые
избы окружали господский дом со всех сторон -- и сад к нему примыкал небольшой, но с хорошими
фруктовыми деревьями, наливными яблоками и бессемянными грушами; на десять верст кругом тянулась
плоская, жирно-черноземная степь. Никакого высокого предмета для глаза: ни дерева, ни даже
колокольни; где-где разве торчит ветряная мельница с прорехами в крыльях; уж точно: Суходол! Внутри
дома комнаты были наполнены заурядною, нехитрою мебелью; несколько необычным являлся стоявший
на окне залы верстовой столбик со следующими надписями: "Если ты 68 раз пройдешь вокруг сей залы -то
сделаешь версту; если ты 87 раз пройдешь от крайнего угла гостиной до правого угла биллиарда -- то
сделаешь версту" -- и т. п. Но пуще всего поражало в первый раз приехавшего гостя великое количество
картин, развешанных по стенам, большей частью работы так называемых итальянских мастеров: всё
какие-то старинные пейзажи да мифологические и религиозные сюжеты. Но так как все эти картины
очень почернели и даже покоробились, то в глаза били одни пятна телесного цвета -- а не то волнистое
красное драпери на незримом туловище, или арка, словно в воздухе висящая, или растрепанное дерево с
Стр.1