Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
.

Дневники (1825-1826 гг.)

0   0
Первый авторТургенев Александр Иванович
Издательство[Б.и.]
Страниц151
ID11814
Кому рекомендованоСочинения
Тургенев, А.И. Дневники (1825-1826 гг.) : Дневник / А.И. Тургенев .— : [Б.и.], 1826 .— 151 с. — Мемуары .— URL: https://rucont.ru/efd/11814 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Узнав, что Крейсига нет в городе, я пошел к Басанжу, взял письмо от брата Н<иколая> и от Свечиной, которой дружба нашла меня и здесь. <...> Тут нашел двух п<етер>бургских живописцев - Боссе и Молинари, и первый взялся все показать, объяснить нам, ибо я терялся в созерцании, глядел - и ничего не примечая. <...> Крейсиг и Штруве здесь ежедневно, и первый сам пьет карлc<бадскую> воду. <...> Я думал найти прежнего плаксивого Тапе, который не раз надоедал мне в П<етер>бурге своими иеремиадами и домогательствами то креста, то чина, то пенсии (первое удалось мне и доставить ему), - и что же? - счастливый, расцветший Тапе живет у подошвы горы, в маленьком, но приятном домике, который он купил за 2000 талеров с уплатою в течение 10 лет и, сверх того, за 90 тал<еров > гору, облежащую его домик и им за 250 талеров обделанную и усаженную фруктовыми деревьями, виноградными и огородными овощами. <...> - И в самом деле он беспрестанно обращался к Кар<амзину>, а я слушал его с наслаждением и грустию, думая, что не только говорить о нем, но и слушать его мог бы в сии минуты, в которые занимал мое место у чайного столика. <...> Конечно, из ученых германских Тапе - не блистательный, но имя Кар<амзина> сделало его для меня на ту минуту интересным. <...> Он обнял брата, пожал у меня руку, спрашивал о П<етер>бурге, о государе, о великой княгине и просил меня доставить государю какие-то бумажки, которые я возвратил после доктору. <...> На другой день, т. е. <пропуск> июля, я начал пить из Muhlbrunnen и, по совету Крейсига, выпил четыре стакана. <...> В чертежах есть и русские, например дворцов и церквей п<етер>бургских, с показанием архитекторов и времени построения или зачатия. <...> Вибекинг служил еще Фридриху Великому, думал о наводнении П<етер>бурга и интересен для нас еще и потому, что трудами его в 1784 году и частию под его руководством в 72 листах сняты планы (военно-топографические картины <...>
Дневники_(1825-1826_гг.).pdf
А. И. Тургенев Дневники (1825-1826 гг.) ---------------------------------------------------------------------------А. И. Тургенев. Хроника русского. Дневники (1825-1826 гг.) Издание подготовил М. И. Гиллельсон Серия "Литературные памятники" М.-Л., "Наука", 1964 OCR Бычков М.Н. mailto:bmn@lib.ru ---------------------------------------------------------------------------1825 год 14 июля 5 часов утра. В 6 1/2 переехал границу и выехал в Пруссию. Прости Россия, обожаемое отечество. - Что бы ни было со мною, в тебе и вне пределов твоих, везде я сын твой, везде будет биться русское сердце во мне и жизнь 25 лет, службе твоей посвященная - тебе же посвятится, где бы я ни был. Пусть Фотий и г<осударь> А<лександр> безумствуют и преследуют сынов твоих. Витенберг - некогда первый центральный пункт немецкого просвещения."Would I had never seen Wittenberg, never read book" (Marlow's Faustus?). {1} В Витенберге король прусский (для чего же не один из курф<юрстов> сакс<онски>х или не вся протестантская Европа) воздвигнул на площади памятник Лютеру (описание оного и надписи). Мне кажется, что гигантам славы европейской или, лучше, всемирной, каков Лютер (но кого сравню с ним в бесконечном действии подвигов?), не нужно бы воздвигать монументы. Или разве только возвеличить их просто надписью, какова была богу в Афинах "Неведомому!" - Тому, кто потребовал бы в Витенберге или в Эрфурте монумента Лютеру, ука* зал бы я на всю проч<ую> Европу, указал бы вдали, за синим океаном, свободную часть света - и повторил надпись анг<линского> архитектора: "Si monumentum quaeris - circumspice!". {2} Я скажу более: самые католичек ские земли обязаны многим лютеранству - следов<ательно>, и там невидимые следы реформации не исчезли. Витенберг. В комнате Лютера. 2 авг<уста> н. с. 11 часов утра. Рукою нашего реформатора Петра _Petr_ за стеклом над дверью в спальню Лютера. (Шадова книга). Близ сего август <ейшего> монастыря и дом Меланхтона... Портрет Лютера Луки Кранаха. С него и памятник на площади. Отсюда воссиял свет - и отсюда свобода Сев<ерной> Америки!.. Лейпциг. 10 часов вечера. Нахт-вехтер - вспомнил за 24 года. Приближаясь к Мейсену, виды становятся прелестнее, берега Эльбы живописнее. Горы и дома увиты виноградными лозами. Вся дорога от Мейсена до Др<ездена> усажена фруктовыми деревьями. 3 августа. Hotel de Pologne. Дом мрачный, как судьба его имени. Узнав, что Крейсига нет в городе, я пошел к Басанжу, взял письмо от брата Н<иколая> и от Свечиной, которой дружба нашла меня и здесь. Она тронула меня - и я не буду сиротою в Париже. В 6 часов пошли в итал<ьянский> театр слушать "Cenerentola".3 Это напомнило мне Москву и ту, которой общество предпочитал я итальянской музыке. Я помню, что часто говаривал ей: "Наслушаюсь в чужих краях", - как она упрекала себя, что лишает меня сего наслаждения. С воспоминанием о ней многое пробудилось в душе; но мир праху твоему - прошедшее! Не преследуй меня в будущем. Оставь душе и сердцу сиротство, но безмятежное. Рана не закроется, но сон души сделает страдание менее для нее чувствительным. В театре видел Демидова и издали в первый раз в жизни старика Ханыкова, который славился у нас любезностию и французскими стихами и, наконец, при дурноте лица - страстным волокитством. Из театра пришли домой, напились нашего чаю. Мне было что-то грустно! 4 августа. Первый визит мой к Крейсигу. Не застав его, пошли в сад к Штруве, где собираются пить минеральные воды, но и там не нашли уже его, воротились и дождались его у ворот. Письмо Н<иколая> к нему обрадовало нас несколько состоянием его здоровья. - Консультация отложена до 2-го часа. Оттуда в галерею, где взор мой искал и остановился на Корреджиевой ночи и на богоматери. Тут нашел двух п<етер>бургских живописцев - Боссе и Молинари, и первый взялся все показать, объяснить нам, ибо я терялся в созерцании,
Стр.1

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.