Задумав повесть "Казаки", Толстой
сочинил
песню "Эй, Марьяна, брось работу... <...> . О внимании Толстого к
солдатским песням свидетельствует его намерение включать их в задуманный им
популярный журнал для солдат. <...> } Во время Севастопольской обороны Толстой принимал
участие в коллективном сочинении песни "Как восьмого сентября... <...> . С именем
писателя связывается также "Под Силистрино ходили... <...> } Как свидетельствует
Толстой, обе севастопольские песни "заучивались со слов и изменялись и
добавлялись". <...> } Эти песни Толстой пел в Лондоне, в семье Герцена, аккомпанируя себе
на фортепьяно. <...> Барон Вревский-енерал
К Горчакову приставал,
Когда подшофе:
"Князь, возьми ты эти горы,
Не входи со мной ты в споры, Право, донесу". <...> Собирались на советы
Всё большие эполеты,
Даже Плац-Бекок. <...> Долго думали, гадали,
Топографы всё писали
На большом листу. <...> Выезжали князья, графы,
А за ними топографы
На большой редут. <...> А Липранди: "Нет, атанде,
Я уж не пойду;
Туда умного не надо,
А пошли ка ты Реада,
А я посмотрю". <...> А Реад - возьми да спросту
Поведи нас прямо к мосту:
"Ну-ка на уру! <...> На Федюхины высоты
Нас всего пришло две роты,
А пошли полки. <...> Наше войско небольшое,
А французов ровно вдвое,
И сикурсу нет. <...> А как первого числа
Ждали батюшку царя
Мы у Фот-Сала. <...> Как восьмого
сентября...", без подписи и с примечанием Герцена: "Эти песни списаны со
слов солдат. <...> Они не произведение какого-нибудь автора, а в их складе
нетрудно узнать выражение чисто народного юмора". <...> Сводный текст песни,
библиографию списков и ноты см. <...> Песня возникла как отклик на сражение при р. <...> Черной 4
августа 1855 г. Источник - популярная в солдатской среде песня И. М.
Коваленского о Бонапарте "За горами, за долами Бонапарте с плясунами...",
имитировавшая, в свою очередь, песню Митрофанова "За горами, за долами..."
(см. с. <...> Непосредственный образец - песня "Под Силистрию ходили...", на
мелодию которой и исполнялась. <...> Генетически связанная с солдатскими песнями,
песня Толстого была легко и быстро усвоена солдатскими <...>
Как_четвертого_числа....pdf
Л. Н. Толстой
"Как четвертого числа..."
---------------------------------------------------------------------------Песни
и романсы русских поэтов.
Вступительная статья, подготовка текста и примечания В. Е. Гусева.
Библиотека поэта. Большая серия. Второе издание.
М.-Л., "Советский писатель", 1965
OCR Бычков М. Н. mailto:bmn@lib.ru
---------------------------------------------------------------------------Стихотворные
опыты Льва Николаевича Толстого (1828-1910), связанные с
его интересом к народным песням, относятся ко времени пребывания писателя на
Кавказе, в Дунайской армии и в Крыму. Задумав повесть "Казаки", Толстой
сочинил песню "Эй, Марьяна, брось работу...". О внимании Толстого к
солдатским песням свидетельствует его намерение включать их в задуманный им
популярный журнал для солдат. {Л. Н. Толстой, Полное собрание сочинений, т.
59, М., 1933, с. 283.} Во время Севастопольской обороны Толстой принимал
участие в коллективном сочинении песни "Как восьмого сентября...". С именем
писателя связывается также "Под Силистрино ходили..." (Е. Бушканец), что,
однако,
оспаривается другими исследователями. {А.
М.
Новикова,
Севастопольские песни Л. Н. Толстого. - "Ученые записки Московского
областного пединститута", т. 212, вып. 8, 1964.} Как свидетельствует
Толстой, обе севастопольские песни "заучивались со слов и изменялись и
добавлялись". {Л. Н. Толстой, Полное собрание сочинений, т. 75-76, М., 1956,
с. 43.} Эти песни Толстой пел в Лондоне, в семье Герцена, аккомпанируя себе
на фортепьяно.
519
Как четвертого числа
Нас нелегкая несла
Горы занимать.
Барон Вревский-енерал
К Горчакову приставал,
Когда подшофе:
"Князь, возьми ты эти горы,
Не входи со мной ты в споры, -
Право, донесу".
Собирались на советы
Всё большие эполеты,
Даже Плац-Бекок.
Полицмейстер Плац-Бекок
Никак выдумать не мог,
Что ему сказать.
Долго думали, гадали,
Топографы всё писали
На большом листу.
Чисто писано в бумаге,
Да забыли про овраги,
Как по ним ходить.
Выезжали князья, графы,
А за ними топографы
На большой редут.
Князь сказал: "Ступай, Липранди!"
А Липранди: "Нет, атанде,
Я уж не пойду;
Туда умного не надо,
А пошли ка ты Реада,
А я посмотрю".
А Реад - возьми да спросту
Поведи нас прямо к мосту:
"Ну-ка на уру!"
Веймарн плакал, умолял,
Чтоб немножко обождал;
"Нет, уж пусть идут".
И "уру" мы прошумели,
Стр.1