РАССКАЗ И РАЗДУМЬЯ ОБ ИСТОРИИ ОДНОЙ ТОЛСТОВСКОЙ
КОММУНЫ "ЖИЗНЬ И ТРУД <...> Из книги "ОДНА ИЗ МОИХ ЖИЗНЕЙ"
ИЗ БУМАГ ЯКОВА ДЕМЕНТЬЕВИЧА ДРАГУНОВСКОГО
Приложение <...> Мое детство и юность прошли в толстовском
мире, среди участников толстовского движения в России. <...> Но я всегда считал и считаю, что жизнь и работа друзей и единомышленников Л. Н. Толстого
представляют собой значительнейшую сторону в духовной истории России (и не только России) с 80-х
годов XIX века до 30-х годов века XX (когда толстовство как организованное движение было
уничтожено), что необходимо приложить все усилия, чтобы воскресить ее из мрака замалчивания. <...> Но есть ещё одна интереснейшая и могучая
ветвь толстовского движения в первые десятилетия советской власти - это жизнь толстовцевземледельцев. <...> Вдохновленные мыслями Льва Николаевича о великом нравственном смысле хлебного
труда, тысячи последователей Толстого - интеллигенты и крестьяне, рабочие и бывшие солдаты - начали
осуществлять на деле заветную мечту Толстого о мирной, братской жизни на земле, о свободном,
ненасильственном земледельческом труде как идеале человеческого общежития. <...> Съездил я раз в гости в другую коммуну "Жизнь и Труд", как ее на
звали - "Шестаковка", и там познакомился с Борисом Мазуриным, с которым я с одной встречи
почувствовал близость, которая и до сих пор сохраняется во мне. <...> Владимир Григорьевич очень любил Петю, и когда узнал, что он заболел и его отправили в
больницу, то тоже не одобрил нас всех за этот поступок. <...> ТОЛСТОГО
В 1923 году организовалась сельскохозяйственная коммуна имени Л. Н. Толстого близ станции
Новый Иерусалим Виндавской железной дороги. <...> Главным инициатором и вдохновителем был Митрофан Нечесов, а
его основными помощниками - группа молодых людей, единомышленников Л. Н. Толстого. <...> Он щедро поддержал коммунаров в ту пору, стал на долгие годы их другом и
советником. <...> До ликвидации
коммуны (а потом на Алтае) он продолжал вести это никому неприглядное дело. <...> Красивый <...>
Воспоминания_крестьян-толстовцев._1910-1930-е_годы.pdf
Date: 26 ноября 2002 (апрель)
Изд: Воспоминания крестьян-толстовцев. 1910-1930-е годы. Составитель Арсений Борисович
Рогинский. Серия "Время и судьбы",М., "Книга", 1989
OCR: Адаменко Виталий (adamenko77@gmail.com)
ВОСПОМИНАНИЯ КРЕСТЬЯН-ТОЛСТОВЦЕВ.
1910-1930-Е ГОДЫ.
Вместо предисловия
В.В.Янов. КРАТКИЕ ВОСПОМИНАНИЯ О ПЕРЕЖИТОМ
Е.Ф.Шершенева. НОВОИЕРУСАЛИМСКАЯ КОММУНА ИМЕНИ Л.Н.ТОЛСТОГО
Б.В.Мазурин. РАССКАЗ И РАЗДУМЬЯ ОБ ИСТОРИИ ОДНОЙ ТОЛСТОВСКОЙ
КОММУНЫ"ЖИЗНЬ И ТРУД"
Б.В.Мазурин. ОДИН ГОД ИЗ ДЕСЯТИ ПОДОБНЫХ. ПИСЬМО ДМИТРИЮ МОРГАЧЕВУ,
ДРУГУ ПО НЕСЧАСТЬЮ
Д.Е.Моргачев.МОЯ ЖИЗНЬ
И.Я.Драгуновский. Из книги "ОДНА ИЗ МОИХ ЖИЗНЕЙ"
ИЗ БУМАГ ЯКОВА ДЕМЕНТЬЕВИЧА ДРАГУНОВСКОГО
Приложение
М.И.Горбунов-Посадов. ТРИ КОММУНЫ
Беседа
УСТАВ КОММУНЫ"ЖИЗНЬ И ТРУД". 1931 ГОД.
Примечания
Об авторах
Вместо предисловия
Много лет как я чувствую необходимость написать свои воспоминания. О том же говорят мне и
многие друзья. Я сын Ивана Ивановича Горбунова-Посадова и Елены Евгеньевны Горбуновой, учеников
и друзей Льва Николаевича Толстого, редакторов и руководителей основанного им и просуществовавшего
полвека (1885-1935) народного издательства "Посредник". Мое детство и юность прошли в толстовском
мире, среди участников толстовского движения в России.
Толстой и его дело присутствовали в моей жизни всегда. Моя детская кроватка, железная с сеткой,
была подарена родителям Львом Николаевичем (это была кроватка его младшего, особенно любимого
сына Ванечки, рано умершего. Сейчас она вернулась в московский Музей-усадьбу Толстого). Самые
яркие воспоминания моего детства - это Ясная Поляна и Овсянники, усадьба старшей дочери Толстого
Татьяны, в восьми километрах от Ясной, где наша семья жила каждое лето и куда Лев Николаевич почти
ежедневно приезжал на своем жеребце Делире, чтобы повидаться с моим отцом, привозя рукописи и
корректуры. Мои школьные и студенческие годы я усердно работал для издательства "Посредник" (после
революции оно стало кооперативным, а председателем его правления была мама) - переводил детские
книжки с английского, занимался брошюровкой книг, развозил их по магазинам. У нас на квартире в 20-е
годы набирались и печатались ежемесячные "Письма Московского Вегетарианского общества" -
последнее периодическое издание толстовцев, и я печатал статьи на машинке, размножал листки на
отцовском ротаторе, раскладывал по конвертам, надписывал адреса, разносил по почтовым ящикам...
Всё детство и отрочество я хотел продолжать деятельность родителей. Чтобы продолжать дело
"Посредника", необходимо было только желание и трудолюбие, а этих качеств у меня хватало. Но история
решила иначе. Закрыто было (в 1929 году) Московское Вегетарианское общество, закрыты были все
кооперативные и частные издательства (в том числе и "Посредник"), и моя жизнь потекла по иному руслу.
Я целиком отдал себя точным наукам.
Но я всегда считал и считаю, что жизнь и работа друзей и единомышленников Л. Н. Толстого
представляют собой значительнейшую сторону в духовной истории России (и не только России) с 80-х
годов XIX века до 30-х годов века XX (когда толстовство как организованное движение было
уничтожено), что необходимо приложить все усилия, чтобы воскресить ее из мрака замалчивания.
История толстовского движения заслуживает многотомного исследования.
И в былые годы, еще при жизни матери, мне хотелось вместе с нею написать такую историю,
Стр.1