На другой день и
нынче ничего не делал -- читал, гулял, спал. <...> Я совсем здоров и начал опять работать над Катехизисом: вчера и нынче. <...> Нынче был в больнице и присутствовал при операции. <...> 1) Сумашествие это эгоизм, или наоборот: эгоизм, т. е. жизнь для себя, для одной своей личности,
есть сумашествие. <...> Если человек лишится 2-й, т. е. потребности
пользоваться услугами людей, он сумашедший, <...> Самое большее количество сумашедших это сумашедшие 2-го рода -- те, к[оторые] лишились
потребности служить другим -- сумашествие эгоизма, как я это и сказал сначала. <...> Сумашедших этого рода
огромнее количество, большинство людей мирских одержимо этим сумашествием. <...> Оно не бросается нам
в глаза только п[отому], ч[то] сумашествие это обще большим массам и сумашедшие этого рода
соединяются вместе. <...> (1) Абзац редактора.
он кормился на ней, а он бережет ее, не пашет. <...> - Когда мне ясно приш[ла] эта мысль, я испытал то чувство умиления, к[оторое] давно не испытывал, хоть
тут не было ничего нового. <...> Разумное же рассуждение то, что он сделал дело Божие:
установление Царства Б[ожия] через увеличение любви -- больше, чем многие, прожившие полвека и
больше. <...> Всё та же история: из-за одного человека, к[оторому] нужно лечиться
вином, не противиться пьянству. <...> И те похвалы и успех служат верным показателем того,
что это б[ыло] дурное дело. <...> Так как я не слышу всех осуждений, а слышу одни похвалы за Х[озяина] и Р[аботника], то мне
представляется большой шум и вспоминается анекдот о проповеднике, к[оторый] на взрыв
рукоплесканий, покрывших одну его фразу, остановился и спросил: или я сказал какую-нибудь глупость? <...> Сыновей своих я исключа[ю] из этого поручения не п[отому], ч[то] я не любил их
(я, слава Богу, в последнее время всё больше и больше любил их), и знаю, что они любят меня, но они не
вполне знают мои мысли, не следили за их ходом и могут иметь свои особенные <...>
Том_53,_Дневники_и_записные_книжки_1895-1899,_Полное_собрание_сочинений.pdf
ЛЕВ ТОЛСТОЙ
ПОЛНОЕ СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ
Издание осуществляется под наблюдением
государственной редакционной комиссии
Серия вторая
ДНЕВНИКИ
ТОМ53
(Перепечатка разрешается безвозмездно)
(Издание: Л. Н. Толстой, Полное собрание сочинений в 90 томах, академическое юбилейное
издание, том 53, Государственное Издательство Художественной Литературы, Москва - 1953; OCR:
Габриел Мумжиев)
ДНЕВНИКИ
И
ЗАПИСНЫЕ КНИЖКИ
1895 - 1899
[1895]
3 Января 1895. Никольское. Олсуфьевы. Поехали, как предполагалось, 1-го.-- Я до последнего часа
работал над Х[озяином] и работником. Стало порядочно по художественности, но по содержанию еще
слабо. История с фотогр[афией] очень грустная. Все они оскорблены. Я написал письмо Ч[ерткову]. Мне
и перед этим нездоровилось, и поехал я нездоровый и слабый. Приехали прекрасно. На другой день и
нынче ничего не делал -- читал, гулял, спал. Вчера был оживленный спор о православии. Вся неясность
понимания происходит от того, что люди не признают того, что жизнь есть участие в совершенствовании
себя и жизни. Быть лучше и улучшить жизнь. Ничего не записал за эти дни. Теперь 9-й час вечера -сонливость.
4
Января 1895. Ник. Е[сли] б[уду] ж[ив].
Нынче 6 Я. 95. Hик. Я совсем здоров и начал опять работать над Катехизисом: вчера и нынче.
Очень занимает и очень близко, но всё не нахожу формы и недоволен. Третьего дня вечером читал cвой
рассказ. Нехорошо. Нет характера ни того, ни другого. Теперь знаю, что сделать. Два раза спорил с Дм
[итрием] Адамовичем. Он пристроил себе практическое в славянофильск[ом] духе служение народу, т. е.
пуховик, на к[отором] лежать, не работать. Всё дело в том, что они признают жизнь неподвижною, а не
текущею. Что-то очень важное думал вчера и забыл. М[ихаил] А[дамович] явно боится Т[ани]. И очень
жаль. А она худа и бледна. Получил много приятных писем: от Kenworthy, от Сергеенко и Stadling'a.
Думал.
Служба, торговля, хозяйство, даже филантропия не совпадают с делом жизни: служением Царству
Божию, т. е. содействию вечному прогрессу.
Жизнь истинная -- в движении вперед, в улучшении себя и улучшении жизни мира через
улучшение других людей. Всё, что не ведет к этому, не жизнь, тем более то, что препятствует этому.
Стр.1