Время это, 1881 год, было для меня самым горячим временем внутренней перестройки всего моего
миросозерцания, и в перестройке этой та деятельность, которая называется художественной и которой я
прежде отдавал все свои силы, не только потеряла для меня прежде приписываемую ей важность, но стала
прямо неприятна мне по тому несвойственному месту, которое она занимала в моей жизни и занимает
вообще в понятиях людей богатых классов. <...> Этим-то даром видеть в предметах
то, чего не видят другие, очевидно, обладал Мопассан. <...> Из этих трех условий: 1) правильного, то есть нравственного, отношения
автора к предмету, 2) ясности изложения или красоты формы, что одно и то же, и 3) искренности, то есть
непритворного чувства любви или ненависти к тому, что изображает художник, из этих трех условий
Мопассан обладал только двумя последними и был совершенно лишен первого. <...> Судя по тому, что я прочел, я убедился, что
Мопассан обладал талантом, то есть даром внимания, открывающим ему в предметах и явлениях жизни те
свойства их, которые не видны другим людям; обладал тоже прекрасной формой, то есть выражал ясно,
просто и красиво то, что хотел сказать; обладал и тем условием достоинства художественного
произведения, без которого художественное произведение не производит действия, -- искренностью, то
есть не притворялся, что любит или ненавидит, а точно любил и ненавидел то, что описывал. <...> Если существует Франция такая, какою мы ее знаем, с ее истинно великими людьми и теми великими
вкладами, которые сделали эти великие люди в науку, искусство, гражданственность и нравственное
совершенствование человечества, то и тот рабочий народ, который держал и держит на своих плечах эту
Францию с ее великими людьми, состоит не из животных, а из людей с великими душевными качествами;
и потому я не верю тому, что мне пишут в романах, как "La Terre", (1) и в рассказах Мопассана, так же как
не поверил бы тому, что бы мне рассказывали про существование прекрасного <...>
Том_30,_Произведения_1882-1889,_Полное_собрание_сочинений.pdf
ЛЕВ ТОЛСТОЙ
ПОЛНОЕ СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ
Издание осуществляется под наблюдением государственной редакционной комиссии
Серия первая
Произведения
ТОМ30
(Перепечатка разрешается безвозмездно)
(Издание: Л. Н. Толстой, Полное собрание сочинений в 90 томах, академическое юбилейное
издание, том 30, Государственное Издательство Художественной Литературы, Москва - 1951; OCR:
Габриел Мумжиев)
ПРОИЗВЕДЕНИЯ
1882-1898
Подготовка текста и комментарии В.С.Мишина и Н.В.Горбачева
СОДЕРЖАНИЕ
Редакционные пояснения ....................... XXVI
ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Предисловие к сочинениям Гюи де Мопассана. 1893--1894 ... 3
Что такое искусство? 1897--1898 .................. 27
Предисловие к английскому изданию трактата "Что такое искусство?" 1898 .................... 204
ЧЕРНОВОЕ, НЕОТДЕЛАННОЕ, НЕОКОНЧЕННОЕ
Письмо к Н. А. Александрову. 1882 ................ 209
Об искусстве. 1889 .......................... 213
О том, что есть и что не есть искусство, и о том, когда искусство есть дело важное и когда оно есть
дело пустое. 1889. ..... 216
Об искусстве. 1889 .......................... 226
Наука и искусство. 1889--1891 ................... 231
О науке и искусстве. 1891 ...................... 240
О том, что называют искусством. 1896 ............... 243
ВАРИАНТЫ
Предисловие к сочинениям Гюи де Мопассана.......... 273
Стр.1