ЛЕВ ТОЛСТОЙ
ПОЧЕМУ ХРИСТИАНСКИЕ НАРОДЫ ВООБЩЕ И В ОСОБЕННОСТИ РУССКИЙ
НАХОДЯТСЯ ТЕПЕРЬ В БЕДСТВЕННОМ ПОЛОЖЕНИИ
Журнал "Толстовский Листок - Запрещенный Толстой", выпуск первый, издание второе
Издательство "Пресс-Соло",Москва, 1995.
OCR: Габриел Мумжиев
Люди мирно живут между собой и согласно действуют только тогда, когда они соединены одним
и тем же мировоззрением: одинаково понимают цель и назначение своей деятельности.
Так это для семей, так это и для различных кружков людей, так это для политических партий, так
это для целых сословий и так это в особенности для народов, соединенных в государства.
Люди одного народа живут более или менее мирно между собой и отстаивают дружно свои
общие интересы только до тех пор, пока живут одним и тем же усвоенным и признаваемым всеми
людьми народа мировоззрением. Общее людям народа мировоззрение выражается обыкновенно
установившейся в народе религией.
Так это было всегда и в языческой древности, так это есть и теперь и в языческих, и
магометанских народах, и с особенной ясностью в самом древнем и до сих пор продолжающем жить
одной и той же мирной и согласной жизнью народе Китая. Так это было и среди так называемых
христианских народов. Народы эти были внутренне соединены той религией, которая носила название
христианской.
Религия эта представляла из себя очень неразумное и внутренне противоречивое соединение
самых основных и вечных истин о жизни человеческой с самыми грубыми требованиями языческой
жизни. Но как ни грубо было это соединение, оно, облекаясь в торжественные формы, долгое время
отвечало нравственным и умственным требованиям европейских народов.
Но чем дальше подвигалась жизнь, чем больше просвещались народы, тем все очевиднее и
очевиднее становилось внутреннее противоречие заключающееся в этой религии, ее неосновательность,
несостоятельность и ненужность. Так это продолжалось веками и в наше время дошло до того, что
религия эта держится только инерцией, никем уже не признается и не исполняет главного свойственного
религии внешнего воздействия на народ: соединения людей в одном мировоззрении, одном общем всем
понимании назначения и цели жизни.
Прежде религиозное учение это распадалось на различные секты, и секты горячо отстаивали
каждая свое понимание, теперь этого уже нет. Если и существуют различные секты между разными
охотниками словопрений, никто уже серьезно не интересуется этими сектами. Вся масса народа - как
самые ученые, так и самые неученые рабочие не верят уже не только в эту когда-то двигавшую людьми
христианскую религию, но не верят ни в какую религию, верят, что самое понятие религии есть нечто
отсталое и ненужное. Люди ученые верят в науку, в социализм, анархизм, прогресс. Люди неученые
верят в обряды, в церковную службу, в воскресное неделание, но верят как в предание, приличие; но
веры, как веры, соединяющей людей, движущей ими, совсем нет, или остаются исчезающие остатки.
Ослабление веры, замена или скорее затемнение ее суеверными обычаями и для масс и
рационалистическое толкование основ веры высшими учеными классами происходит везде: и в
браманизме, и в конфуцианстве, и в буддизме, и в магометанстве, но нигде нет того полного
освобождения народов от религии, какое произошло и с необыкновенной быстротой происходит в
христианстве.
Затемнение основ веры суеверными толкованиями и обычаями есть общее всем религиям
явление. Общие причины затемнения основ веры заключаются, во-первых, и главное, в том, что всегда
именно непонимающие люди желают толковать учение и своими толкованиями извращают и ослабляют
его; во-вторых, в том, что большинство ищет видимых форм проявления учения и переводит на
вещественный духовный смысл учения; в-третьих, в общих всем религиям жреческих искажениях
религиозных основ учений ради выгод жрецов и властвующих классов.
Все три причины эти извращения религии общи всем религиозным учениям и исказили отчасти
учения браманизма, буддизма, таосизма, конфуцианства, еврейства, магометанства; но причины эти не
уничтожили веру в эти учения. И народы Азии, несмотря на извращения, которым подверглись эти
учения, продолжают верить в них и соединены между собою и отстаивают свою независимость. Только
одна так называемая христианская религия утратила всякую обязательность для народов, исповедующих
ее, и перестала быть религией. Отчего это? Какие особенные причины произвели это странное явление?
Стр.1