Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 474723)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента

Об истинном искусстве

0   0
Первый авторГладкова Людмила
Страниц5
ID11651
АннотацияОб авторе (Толстой Лев Николаевич).
Кому рекомендованоОб авторе
Гладкова, Л. Об истинном искусстве : Очерк / Л. Гладкова .— 2000 .— 5 с. — Публицистика

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Людмила Гладкова. <...> Л. Н. Толстой получил письмо от знакомого Дорогой и глубокоуважаемый Лев Николаевич! <...> Вчера был на выставке картин "Золотое Руно", устроенной журналом того же названия. <...> Эту не хотел было видеть, так как по журналу знаю, какая это должна быть выставка. <...> Многочисленная публика, привлеченная той же статьей "Р<усских> В<едомостей>", поддерживала меня. <...> Есть и такие молодые люди, котор<ые> прямо и горячо стоят за "новое искусство", несмотря на все его безобразие: они, ничего не понимая, хвалят то, что им внушили. <...> Особенно учащиеся наших художествен<ных> школ - училища живописи, ваяния и зодчества и школ частных, которые поглупее, стараются увлекаться и подражать "новому" направлению. <...> Ведь все эти 150 картин - плод сознательного надувательства публики, плод самого наглого шарлатанства, как в литературе "Красный смех" и "Жизнь человека" - плод наглого и сознательного шарлатанства. <...> Такие вещи могут производить или сумасшедшие, или подделывающиеся под сумасшествие. <...> Когда я первый раз увидел (года 4-5 назад) его картину (это была картина "Сирень"), я громко сказал на выставке: "Эта картина наверное написана сумасшедшим. <...> Патологическое творчество не может дать произведения искусства: оно дает только уродливое. <...> Тогда же мне сказали (на выставке), ч<то> Врубель действит<ельно> сидит в психиатрич<еской> больнице. <...> Я был польщен своей прозорливостью, так как до того не слышал даже о Врубеле. <...> Эта прозорливость далась мне не даром: я сидел 1 год и 3 мес<яца> непрерывно в вологодской психиатрич<еской> тюрьме и изо дня в день изучал душу, быт и нервы больных, читал их "Красные смехи", стихи вроде Бальмонтовских или Андр<ея> Белого и проч., видел рисунки, картины, читал проповеди больного попа. <...> Не скажу, чтобы представители "новой" литературы и "нов<ого>" искусства были люди здоровые и только притворялись больными... <...> Заметив, что больное, уродливое в искусстве привлекает внимание <...>
Об_истинном_искусстве.pdf
Людмила Гладкова. Об истинном искусстве ---------------------------------------------------------------------------Date: 24 сентября 2002 Name: Об истинном искусстве. По переписке Л. Н. Толстого с Ф. Ф. Тищенко Изд: "Октябрь", No 9, 2000 г., стр. 173-177 OCR: Адаменко Виталий (adamenko77@mail.ru) ---------------------------------------------------------------------------Об истинном искусстве По переписке Л. Н. Толстого с Ф. Ф. Тищенко В феврале 1909 крестьянина-писателя. Дорогой и глубокоуважаемый Лев Николаевич! "Не могу молчать" - скажу Вашими словами. Душа так наболела, что хочется излить свою боль, негодование. Вчера был на выставке картин "Золотое Руно", устроенной журналом того же названия. Вообще все выставки стараюсь посещать. Эту не хотел было видеть, так как по журналу знаю, какая это должна быть выставка. Но "Русские Вед<омости>" накануне вчерашнего дня, то есть в субботу 7 февр<аля>, поместили статью о выставке как говорящей "новое слово" в искусстве. Хотя я и заметил уже, что г. Эттингер ничего в живописи не понимает, так как у него, очевидно, свиное рыло и вкус свиной, при которых тыква предпочитается апельсинам, и хотя статья заключала одни общие похвалы, общие места и не внушала никакого доверия, но я пошел. Народа было много. Я забесновался с первой же картины и громко высказывал свое негодование. Многочисленная публика, привлеченная той же статьей "Р<усских> В<едомостей>", поддерживала меня. Почти все взрослые люди и студенты, которые поумнее, негодуют и издеваются над выставкой. Но есть много молодежи, да и взрослые изредка попадаются, которые или смотрят с недоумением и не знают, хорошо ли это, как пишут в газетах, или дурно. Есть и такие молодые люди, котор<ые> прямо и горячо стоят за "новое искусство", несмотря на все его безобразие: они, ничего не понимая, хвалят то, что им внушили. Особенно учащиеся наших художествен<ных> школ - училища живописи, ваяния и зодчества и школ частных, которые поглупее, стараются увлекаться и подражать "новому" направлению. О, как это печально! Ведь все эти 150 картин - плод сознательного надувательства публики, плод самого наглого шарлатанства, как в литературе "Красный смех" и "Жизнь человека" - плод наглого и сознательного шарлатанства. Такие вещи могут производить или сумасшедшие, или подделывающиеся под сумасшествие. Для меня не составляет никакого труда разобрать, что больное, а что подделка под больное. Картины Врубеля - это картины больного. Когда я первый раз увидел (года 4-5 назад) его картину (это была картина "Сирень"), я громко сказал на выставке: "Эта картина наверное написана сумасшедшим. Зачем ее выставили? Патологическое творчество не может дать произведения искусства: оно дает только уродливое. Оно опасно и заразительно для здоровых". Тогда же мне сказали (на выставке), ч<то> Врубель действит<ельно> сидит в психиатрич<еской> больнице. Я был польщен своей прозорливостью, так как до того не слышал даже о Врубеле. Эта прозорливость далась мне не даром: я сидел 1 год и 3 мес<яца> непрерывно в вологодской психиатрич<еской> тюрьме и изо дня в день изучал душу, быт и нервы больных, читал их "Красные смехи", стихи вроде Бальмонтовских или Андр<ея> Белого и проч., видел рисунки, картины, читал проповеди больного попа. И я так насобачился по части психиатрии, ч<то> чувствую себя безусловно авторитетнее всякого психиатра при распознавании произведений душевн<ых> больных от проделок симулянтов и шарлатанов. Не скажу, чтобы представители "новой" литературы и "нов<ого>" искусства были люди здоровые и только притворялись больными... Нет, они все немного, а иные и порядочно свихнувшиеся. Но никто так не хитрит, как душевнобольные. Заметив, что больное, уродливое в искусстве привлекает внимание публики как нечто странное, загадочное, быть может, поэтому и великое, они стали сознательно "творить" "Красные смехи" и т. д. Так, первые произведения Л. Андреева, вошедшие в первое изд<ание> 1-го тома рассказов, - напр<имер>, его "Бездна" и друг<ие> произведения - почти искренно больные. В г. Л. Н. Толстой получил письмо от знакомого
Стр.1