Лев Николаевич Толстой. Исповедь
--------------------------------------------------------------------------Сканировал
Леон Дотан www.ldn-knigi.narod.ru
Корректировала Нина Дотан (Февраль 2001)
Форматирование: С. Виницкий
--------------------------------------------------------------------------ИСПОВЕДЬ
(Вступление
к ненапечатанному сочинению)
I
Я был крещён и воспитан в православной христианской вере. Меня учили ей
и с детства и во всё время, моего отрочества и юности. Но когда я 18-ти лет
вышел со второго курса университета, я не верил уже ни во что из того, чему
меня учили.
Судя по некоторым воспоминаниям, я никогда и не верил серьёзно, а имел
меня учили, и
только доверие к тому, чему
мне было лет
умерший, Володинька М., учившийся в
как последнюю новинку
состояло в том, что Бога нет и
и меня на совет. Мы
к тому, что исповедывали
мной большие; но доверие это было очень шатко.
Помню, что, когда
гимназии, придя к
объявил нам открытие, сделанное
передо
было в 1838 году). Помню, как старшие братья заинтересовались этою новостью,
позвали
что всё, чему нас учат, одни
все, помню, очень оживились
и приняли это
известие как что-то очень занимательное и весьма возможное.
Помню ещё, что, когда старший мой брат Дмитрий, будучи в университете,
вдруг, с свойственною его натуре страстностью, предался вере и стал ходить
ко всем службам, поститься, вести чистую и нравственную жизнь, то мы
нас к себе
тем, что и Давид плясал пред ковчегом. Я сочувствовал тогда
возмущали, но очень веселили меня.
Отпадение моё от веры произошло во мне так
происходит теперь в людях
танцевать, насмешливо уговаривал отказывавшегося брата
этим
читал Вольтера, и насмешки его не
только
все, и
даже старшие, не переставая поднимали его на смех и прозвали почему-то Ноем.
Помню, Мусин-Пушкин, бывший
звавший
тогда попечителем Казанского университета,
шуткам
старших и выводил из них заключение о том, что учить катехизис надо, ходить
в церковь
ещё, что
не
нашего склада образования. Оно, как
не
собственной жизни самому никогда не приходится справляться с ним; вероучение
это
исповедуется
сталкиваешься с
явлением.
По
с другими людьми никогда
где-то
ним, то
там, вдали от жизни
только
не приходится сталкиваться и в
и независимо
от
как с внешним, не
узнать, верующий он или нет. Если и есть различие между явно исповедующими
православие
тогда явное признание и исповедание православия большею частью встречалось в
людях тупых, жестоких
же, честность, прямота, добродушие и
требуют
не учится больше и не находится
старину ещё больше, мог прожить
он
живёт среди
христиан
поддерживаемое внешним
и
встречались в людях, признающих себя неверующими.
В школах учат катехизису и посылают учеников в
свидетельств в
считается
частью
жизни человека, по делам его, как теперь, так и тогда, никак нельзя
и отрицающими его, то
надо, но слишком серьёзно всего этого принимать не следует. Помню
я очень молодым
же, как оно происходило и
мне кажется,
происходит в большинстве случаев так: люди живут так, как все живут, а живут
все на основании начал, не только не имеющих ничего общего с вероучением, но
большею частью противоположных ему; вероучение
сношениях
участвует в жизни, и в
неё. Если
связанным с жизнью,
не в пользу первых. Как теперь, так и
и безнравственных и считающих себя очень важными. Ум
нравственность большею
церковь; от чиновников
бытии у причастия. Но человек нашего круга, который
на
исповедующим
православную веру.
Так что как теперь, так и прежде вероучение, принятое
давлением, понемногу
тает
цело
то
детства, тогда как его давно уже нет и следа.
по
вероучение, которое сообщено
христианскую
доверию и
ему с
государственной службе, и теперь, а в
десятки лет, не вспомнив ни разу о том, что
сам
опытов жизни, противоположных вероучению, и человек очень часто долго живёт,
воображая, что в нём
под влиянием знаний и
было
одиннадцать, один мальчик, давно
нам на воскресенье,
в гимназии. Открытие
выдумки (это
Стр.1