Гракх (П.Н.Ткачев). Терроризм как единственное средство
нравственного и общественного возрождения России
Петр Никитич Ткачев
(1844-1886)
-
идеолог "русского
бланкизма" - происходил из купеческой среды (хотя его отец за
беспорочную службу получил дворянство, распространившееся и на
детей). После учебы в гимназии в 1861 г. был зачислен на
юридический факультет Петербургского университета, где оказался в
гуще революционного движения. Вскоре Ткачев попадает в заключение
в Петропавловскую крепость, его отчисляют из университета, но вся
последующая жизнь будет связана с движением разночинной
интеллигенции во всех его общественных и подпольных формах. Во
второй половине 1860-х годов активно сотрудничая в журналах он
сложился как публицист,
чей авторитет и популярность в
радикальных кругах приобрели устойчивый характер. После ареста в
1869 г. Ткачев четыре года провел в заключении, а затем отправлен
в ссылку, откуда бежал в декабре 1873 г. За границей Ткачев -
один из руководителей русских революционеров,
автор
многочисленных брошюр и статей. Представленная статья была
опубликована в газете "Набат" (Женева) в сентябре 1881 г. В ней
ткачевская проповедь терроризма достигает своей кульминации -
революционный
терроризм,
как
разрушающий
иллюзию
неприкосновенности самодержавия, рассматривается Ткачевым как
единственное средство, способное освободить Россию и привести ее
к нравственному возрождению.
"Кто только вдумается в современное положение России, придет
необходимо к заключению, что положение это одно из тяжелых и быть
продолжительным не может. Наше экономическое положение потрясено;
финансы в расстройстве; в управлении по крестьянским делам
обнаружились такие существенные недостатки, что правительство
нашлось вынужденным передать на рассмотрение земств вопрос о
реорганизации крестьянских учреждений; крестьяне, составляющие в
общей массе народонаселения России 80%, обеднели и оказываются
почти не в состоянии нести тяжесть лежащих на них повинностей;
учебная часть поставлена дурно, а учреждению народных школ и
развитию грамотности в народе бывшее министерство народного
просвещения ставило преднамеренные препятствия;
еврейские
беспорядки обнаружили присутствие в народных массах недоброго
чувства не только против евреев, но и вообще против имущих
классов; полиция оказывается несоответствующею обязанностям, на
нее возложенным, и урядники вместе со становыми и исправниками не
приносят ни народу, ни правительству пользы; злоупотребления и
хищения расстроивают народный организм..."
Вышеприведенная выписка сделана
брошюры,
нами не из какой-нибудь
"подпольной"
не из какой-нибудь революционной
прокламации, не из какого-нибудь заграничного издания, - нет, она
сделана из передовой статьи Љ 174 (от 25 июня 1881) "Голоса",
газеты, которую, конечно, никто не упрекнет в политической
неблагонадежности,
полицейского рвения и иных добродетелях, присущих российскому
верноподданному.
характеризует современное
каково же оно должно быть в
положение России, если даже он находит его невыносимо тяжелым, то
страшно даже подумать,
действительности! Каково оно должно быть в действительности, если
сознание его невыносимости начинает проникать в умы даже того
забитого чиновничества, того отупелого и погрязшего в хищничестве
дворянства и купечества, той развращенной, изолгавшейся и
исподличавшейся "интеллигенции", отголоском чувств и мнений
которых служат "Голос" и иные подобные ему представители нашей
полицейско-официозной прессы! Но кто же довел Россию до такого
положения? кто расстроил и погубил народное благосостояние? кто
довел массу народонаселения до состояния нищенства и хронического
голода? кто задавил крестьянство под "бременем непосильных"
налогов и повинностей? кто препятствовал развитию в народе
грамотности,
кто "поставил дурно" нашу учебную часть? кто
водворил во всех отраслях общественного управления систему
в недостатке холопского пресмыкательства,
Если "Голос" так
Стр.1