Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Памяти Марии Тенишевой

0   0
Первый авторРерих Николай
Издательство[Б.и.]
Страниц5
ID11412
АннотацияОб авторе (Тенишева Мария Клавдиевна).
Кому рекомендованоОб авторе
Рерих, Н. Памяти Марии Тенишевой : Очерк / Н. Рерих .— : [Б.и.], 1931 .— 5 с. — Мемуары .— URL: https://rucont.ru/efd/11412 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Оглавление сборника "Держава Света" Николай Рерих. <...> ПАМЯТИ МАРИИ КЛАВДИЕВНЫ ТЕНИШЕВОЙ Оригинал здесь: Библиотека Олега Колесникова После разрушений и отрицаний во всей истории человечества создались целые периоды созидания. <...> В эти созидательные часы все созидатели всех веков и народов оказывались на одном берегу. <...> И имена расточителей и уничтожителей или уходили во мрак, или остаются страшными призраками, ужасающими новые поколения. <...> Но в часы созидания бесконечной вереницей имена созидавших и звавших в будущее будут на одном берегу и человечество будет всегда оглядываться на них с облегченным вздохом надежды на эволюцию. <...> Неутомимость, бесстрашие, жажда знания, терпимость и способность к озаренному труду - вот качества этих искателей правды. <...> Принято с легким и спокойным сердцем говорить: "Мученики науки, мученики творчества, мученики созидания, мученики исканий". <...> Ушла Мария Клавдиевна Тенишева - созидательница и собирательница! <...> Как спокойно и благополучно могла устроиться в жизни Мария Клавдиевна. <...> По установленным образцам она могла надежно укрепить капитал в разных странах и могла оказаться в ряду тех, которые вне человеческих потрясений мирно кончают свою жизнь "на дожитии". <...> Но стремление к знанию и к красоте, неудержное творчество и созидание не оставили Марию Клавдиевну в тихой заводи. <...> Именно в ней искание жило так напряженно и глубоко, что сущность его далеко не всегда она выносила наружу. <...> Действительно, всею душою она стремилась охранять ценные ростки знания и искусства. <...> Она дала городу Смоленску прекрасный музей, многим экспонатам которого позавидовал бы любой столичный музей. <...> Она дала Русскому Музею прекрасный отдел акварели, где наряду с русскими художниками были представлены и лучшие иностранные мастера. <...> Но тогдашняя администрация музея не поняла этого широкого жеста, и чудесные <...>
Памяти_Марии_Тенишевой.pdf
Оглавление сборника "Держава Света" Николай Рерих. ПАМЯТИ МАРИИ КЛАВДИЕВНЫ ТЕНИШЕВОЙ Оригинал здесь: Библиотека Олега Колесникова После разрушений и отрицаний во всей истории человечества создались целые периоды созидания. В эти созидательные часы все созидатели всех веков и народов оказывались на одном берегу. Кто-то растрачивал, кто-то уничтожал, не имея чем заменить. Но сказано: "Не разрушай храм, если не имеешь поставить на месте его новый". И имена расточителей и уничтожителей или уходили во мрак, или остаются страшными призраками, ужасающими новые поколения. Но в часы созидания бесконечной вереницей имена созидавших и звавших в будущее будут на одном берегу и человечество будет всегда оглядываться на них с облегченным вздохом надежды на эволюцию. Как разнообразны эти созидательные имена, как разделены они несчетными веками, на каких разных поприщах являли они свое непобедимое оружие за прогресс человечества. И в то же время все они сохраняют, несмотря на безмерное различие, одни и те же качества. Неутомимость, бесстрашие, жажда знания, терпимость и способность к озаренному труду - вот качества этих искателей правды. И еще одно качество сближает эти разнообразные явления. Трудность достижения, свойственная всем поступательным движениям, не минует этих работников мировых озарений. Принято с легким и спокойным сердцем говорить: "Мученики науки, мученики творчества, мученики созидания, мученики исканий". Это говорится с таким же легким сердцем, как обсуждается вопрос об ежедневной пище и о всех условных обычаях. Точно это мученичество сделалось нужным и непреложным, и носители пошлости и вульгарности остерегают своих детей: "Зачем вам делаться мучениками, если по нашему опыту мы можем предложить вам легкую жизнь, в которой ни одна отяготительная дума не испортит аппетит ваш. Посмотрите, как трудно этим искателям. Только исключение из них проходит невредимо по обрыву жизни. Вы - наши дети и примите то же спокойное место на кладбище, которое заслужили и мы, с пожеланием упокоения". В этом упокоении, конечно, и заключается самая страшная смерть, ибо ничто живое не нуждается в упокоении, а, наоборот, живет вечным пульсом усовершенствования. Ушла Мария Клавдиевна Тенишева - созидательница и собирательница! Как спокойно и благополучно могла устроиться в жизни Мария Клавдиевна. По установленным образцам она могла надежно укрепить капитал в разных странах и могла оказаться в ряду тех, которые вне человеческих потрясений мирно кончают свою жизнь "на дожитии". Но стремление к знанию и к красоте, неудержное творчество и созидание не оставили Марию Клавдиевну в тихой заводи. Всю свою жизнь она не знала мертвенного покоя. Она хотела знать и творить и идти вперед. Может быть, с моей оценкою не согласятся те, которые знали Марию Клавдиевну извне, среди условнообщественных улыбок. Именно в ней искание жило так напряженно и глубоко, что сущность его далеко не всегда она выносила наружу. Чтобы узнать эту сторону ее природы, нужно было встречаться с нею в работе, и не только вообще в работе, но и в яркие созидательные моменты работы. Тогда пламенно неудержимо М. К. загоралась к творчеству, к созиданию, к собирательству, к охранению сокровищ, которыми жив Дух человеческий.
Стр.1