В.Н. Татищев
ИСТОРИЯ РОССИЙСКАЯ
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
ГЛАВА ДЕВЯТНАДЦАТАЯ
РАЗЛИЧИЯ СКИФОВ И САРМАТОВ
Оригинал здесь: Библиотека Магистра.
1. Различия скифов, сарматов и славян. Амазонов язык особый. Выше показано, что древние писатели
все странные народы скифы именовали, и более того, в то название три совсем разные, как славяне,
сарматы и самые настоящие скифы, или татары и турки, заключались. Однако ж иногда довольно
разделяли, как Геродот, о сарматах говоря, рассказывает, что они от скифов отличающийся язык имели,
об амазонах, кн. 4, гл. 21, говорит, что они языком сарматским по соседству говорили, а скифский с
трудом изучали; из чего видно, что ни амазоны сарматы, ни сии со скифами одного языка не были, а так
как, кроме славянского, языка третьего не было, то амазоны конечно славяне были, гл. 4, н. 5, гл. 34, р. 4.
Описывая же народы скифские, Геродот о многих говорит, что они не скифы, как в главе 15 четвертой
книги, о неурах, антропофагах и будинах рассказывая, от скифов отличает. Смотри гл. 12.
2. Диодора Сицилийского. Славяне в Пафлагонию. Диодор Сицилийский также четко их различает, кн. 2,
лист 127, пишет: "Скифами (которые в Азию нападение учинили) другие из преодоленных ими войною
двух великих народов переведены, из которых один из Асирии в землю Пафлагонии и Понта поселены,
другие же из Медии к Дону посажены, и сии последние сауроматы именованы, которые чрез многие
годы, размножась, великую часть Скифии покорили". Это Диодорово сказание хотя право в том, что в
Пафлагонии и Колхиде славяне, а не иные обитали, но что из Ассирии славяне, то едва не ошибка ли
вместо Сирии, как в гл. 33, 34 показано. Геродот же амазонов славян в Каппадокии и Колхиде, киммеров,
то есть сарматов, при Доне прежде нашествия в южную Азию скифов положил. Валерий Флакк 1 говорит
о фирсогетах, что не были народа скифского. А поскольку они, как ниже показано будет, были
сарматами, следственно, все сарматы не были скифы. Плиний в кн. 4, гл. 12, ясно осуждает смешение
скифов и сарматов, смотри выше, гл. 14, н. 21. Стрыковский, не довольно справясь с древними, говорит,
стр. 117: "Прокопий, видится, первый сию погрешность познал, в кн. 7 не только сарматов от скифов, но
и славян от сарматов, описывая сарматов, хотя и не всех, но дунайских отличает; между Вислой и Доном
обитавших, дальности ради не зная, сарматами именовали". Волотеран,2 кн. 8, нечто более в том показал.
Но никто лучше и порядочнее из древних писателей сию разность не изъяснил, как Птоломей, ибо он
сарматов от скифов Волгою, а сарматов азиатских от европейских Доном разделил, хотя часть скифов
между сарматами под именем турок и пр. находил. О сем же отличии скифов и сарматов в главе о
сарматах более показано будет.
3. Новых писателей погрешности. Шведы от татар. Готфы и кимбры от татар. Это же незнание не
только у древних, но и у современных писателей нередко, которое частью по причине неведения из-за
отдаленности, частью ж от страсти самолюбия происходит, ибо видимо, что не только древние угасшие
сарматские народы, как то: готов, кимбров, или киммеров, аланов и пр., либо за татар, либо за германцев
почитают, о татарах смотри 18 главу, но ныне довольно знаемые сарматские остатки черемис, чуваш,
мордву и пр. скифам или от них в исходе 12 века произошедшим татарам присовокупляют и за один род
почитают. Это б не дивно, если бы кто за незнание, веря других неосновательным сказаниям, за истину
принял, но удивительно весьма, что шведы в таковом изыскании древности великое тщание показывают
и часто чрез их коллегию древностей такое любомудрому миру объявляют, чего б иначе о северных
сыскать и знать неудобно было, а в сем обстоятельстве нечто сомнительное утверждают, что якобы готы,
следственно и шведы, от скифов или татар произошли, как то в Библиотеке шведской, части I, стр. 16 и
57, готов скифами и один род с аланами, после же, стр. 58, руссов от аланов производят, а шведов с
татарами единородными описывают. Точно так же Страленберг в описании восточно-северной Татарии и
Петреус,3 о цымбрах описывая, готов и цымбров от скифов производят. Но все это потому только, что
греки все иноязычные и не довольно знаемые им народы, не различая разности родов, скифами, как
Стр.1