В.Н. Татищев
ИСТОРИЯ РОССИЙСКАЯ
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
ГЛАВА ВОСЬМАЯ
О СЧИСЛЕНИИ ВРЕМЕНИ И НАЧАЛЕ ГОДА
Оригинал здесь: Библиотека Магистра.
1. В хронологии потребность. Хронология у греков означает на нашем языке значит времясказание, но
мы обыкли именовать летосказание; правильнее же времясчисление именовать, думается, точнее. Это
есть во всех повестях столь нужное обстоятельство, что без оного никакая повесть ясна и внятна быть не
может, ибо при всяком деянии нужно знать время, не только год, месяц, день, иногда и час, которое
необходимо к подлинному познанию обстоятельств. Басни же или романы хронологии не требуют, из-за
того и настоящая история без указания дат за басни почесться может.
2. Разные годы. Год лунный. Год солнечный. Различные календари. Счисление лет хотя из самой
древности во всех народах употребляемо, но с великою разностию и в разных отношениях, а именно: 1)
долгота года, 2) начало оного, 3) причина, от которой счисление лет начинается, которое именуется
эпоха. Долгота или продолжительность года у древних народов счислялось весьма разно. У халдеев и
египтян сперва год был не более как 1 месяц, о чем говорит Гассендий в Календаре римском; 1 у ибериев
4 месяца, у аркадиев три месяца, у персиян 365 дней, у латинов 13 месяцев, у римлян во время Ромула 10
месяцев, у евреев хотя 12 месяцев, но лунных, Юлий Цесарь исчислил 365 дней и 5 часов. Ныне новый
астрономический календарь счисляет год по движению солнца, как оное снова к той же звезде придет.
Оное время, по счислению Бланхина,2 365 дней 5 минут 49 секунд, по новому 365 дней 5 часов 49 минут
50 секунд, из-за чего ныне разность нового календаря со старым уже до 12 дней стала.
3. Начало года. Начало года также у разных народов разное, взирая на долготу года, полагаю, но у
счисляющих 12 и 13 месяцев в начале весны, то есть от 1-го марта, у других точно от равноденствия, у
иных в первое новолуние по равноденствии, другие в осень, как то у римлян с 29 августа, а Константин
Великий положил 1-го сентября. У нас по временам переменялось и разделялось.
4. Эпоха. Греческая. Калвизиева. Лютерова. Магометанский. Эпохи или времена, от которых
счисление лет происходили, в самой древности у египтян, ассирийцев и у еврей исчисляли только по
летам владетелей, как и ныне в Китаях и Индии счисляется, у римлян от построения Рима, у греков
олимпиадами от лет олимпической игры. Потом иудеи, греки и римляне стали исчислять по Библии от
сотворения мира. Однако ж оное исчисление разно. Кальвизий Сетус,3 бывший в Лейпциге астрономом,
за наилучшего исчислителя по Библии у всех почитается. По его счислению ныне 5678-й, а по
греческому 7237-й. Рождение Христово по Калвизиеву счислению произошло 3947-го, по Лютерову
3970-го, по греческому 5500-го. Следственно, от рождества у греков с римским разница 8 лет, которое
Димитрий Ростовский в Келейном его летописце трудился исправить и погрешность изъяснить, но
оставил неисполненным. Магометане исчисляют их эпоху от бега Магометова в Медину, что учинилось
после Христа в 622-м году, в сентябре, и потому по их счислению ныне [в 1749 году] идет 1127 год.
5. Сентября начало. Генварь. Какое счисление времени до принятия веры христовы наши предки
имели, о том ничего написанного не имеем, кроме что Байер в Комментариях Академии в томе III-м о
скифах показал, в котором, может, у славян заключается начало года с весны. После принятия веры стали
у нас числить от начала мира, но в 7208-м Петр Великий, оное оставив, повелел числить от Христа 1700
лет. Начало же года у нас сперва счислялось от весны, точно так, как, думаю, у оставшихся в
идолопоклонничестве сарматов - от новолуния после равноденствия, как до сих пор вотяки, вогуличи,
черемиса и прочие, или по сошествии снега в северных пределах в первое новолуние сходясь, молятся и
торжествуют. После принятия веры христовы церковный год счисляли от первого марта, а гражданский
от первого сентября, но историки более древнее начало с весны употребляли, как у Нестора и
Стр.1