Владимир Германович Тан-Богораз
Духоборы в Канаде
Изд: "Русская мысль",М., 1904. -- Год 25-й, кн. VIII. -- С. 45-65.
Оригинал в формате PDF: http://relig-library.pstu.ru/modules.php?name=807
OCR: Адаменко Виталий (adamenko77@gmail.com)
Духоборы в Канаде.
(Joseph Elkinton "The Dukhobors", Philadelphia 1903. Владимир Ольховский: "Духоборы в канадских
прериях". Образование, 1903 г., N 4--8).
---------В
жизни различных общественных групп, больших и малых, бывают иногда эпохи великих
порывов, которые проходят сквозь глубину народной души, как буря, озаряют ее, как молния, и долго
потом в сумерках исторических будней они сияют, как маяки, возвещая человечеству надежду на
движение вперед и на лучшее будущее. Эти эпохи зарождаются на повороте кризисов, в сетях строптивой
тоски, которая не желает дольше признавать окружающую неправду за нечто нормальное и неизбежное.
Из своих сомнений они создают новое учение и превращают его в идеал, который спускается на дно
народного духа и производит там такое же потрясение, как струя подземного потока, проникшая в вулкан.
Тогда общественная группа, поколебленная до самых низших слоев, поднимается, выходит из берегов и в
судорожных конвульсиях пытается немедленно осуществить свой идеал, не считаясь с отношениями
действительности и не обращая внимания на условия времени и места.
Все такие попытки поражают своим сходством, и нравственное стремление, лежащее в их основе,
указывает постоянно в одном и том же направлении, как магнитная стрелка всегда обращается на север. С
неизменною и однообразною правильностью они стремятся перескочить через историческую бездну,
шагнуть вперед на несколько тысяч лет и немедленно водворить царство Божие на земле. Они
обыкновенно оканчиваются неудачей и в лучшем случае осуществляют только небольшую частицу
обещанного возрождения, но даже эти неудачи составляют для человечества лучшие из его воспоминаний
и без них история потеряла бы смысл и цену.
Эпохи великих порывов развертываются обыкновенно на широкой исторической арене, но иногда
самые мелкие общественные единицы являются для них таким же удобным поприщем и они развиваются
в этих ограниченных пределах с наиболее характерными признаками, как будто социологический
препарат, приготовленный в лаборатории природы и уединенный от окружающей среды для большей
чистоты опыта.
Всякий, кто следит за историей русских духоборов в течение последней четверти века, легко мог
убедиться, что эта небольшая, но сильная группа русского племени, переживала в последнее время
именно такое потрясение. Стоит вспомнить ряд неожиданных решениий, которые были приняты и
осуществлены, попытки поступательного шествия по избранному пути, именно в то самое время, когда
воздействи? окружающей среды сурово приказывало вернуться назад к отправному пункту. Как бы для
того, чтобы увеличить оригинальность явления, история в самом разгаре кризиса выдернула духоборскую
группу из старой почвы и пересадила ее на совсем новое место, на плодородный континент,
предназначенный в судьбах человечества именно для подобной пересадки кудьтуры. Это случилось
четыре года тому назад, и с тех пор история жизни духоборов приобретает двоякий интерес, где
изложение развития духоборских идеалов сплетается с описанием того, как пересаженное общественное
растение пускает свои корни в новую почву, отчасти приспособляясь к новым условиям, отчасти
приспособляя их к себе.
Статьи Владимира Ольховского, помещенные в журнале Образование за минувший год, вместе с
книгой Джозефа Элкинтона, изданной в Филадельфии минувшею же весною, являются первыми более
или менее связными попытками описать переселение духоборов и устройство их на новом месте. Оба
Стр.1