Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 483149)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента

Духоборы в Канаде

0   0
Первый авторТан-Богораз Владимир Германович
Страниц11
ID11340
Аннотация"(Joseph Elkinton ""The Dukhobors"", Philadelphia 1903. Владимир Ольховский: ""Духоборы в канадских прериях"". Образование, 1903 г., No 4-8). Владимир Ольховский - псевдоним В. Бонч-Бруевича."
Кому рекомендованоПублицистика
Тан-Богораз, В.Г. Духоборы в Канаде : Статья / В.Г. Тан-Богораз .— 1904 .— 11 с. — Публицистика

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Владимир Германович Тан-Богораз Духоборы в Канаде Изд: "Русская мысль", М., 1904. <...> --------- В жизни различных общественных групп, больших и малых, бывают иногда эпохи великих порывов, которые проходят сквозь глубину народной души, как буря, озаряют ее, как молния, и долго потом в сумерках исторических будней они сияют, как маяки, возвещая человечеству надежду на движение вперед и на лучшее будущее. <...> Эти эпохи зарождаются на повороте кризисов, в сетях строптивой тоски, которая не желает дольше признавать окружающую неправду за нечто нормальное и неизбежное. <...> Эпохи великих порывов развертываются обыкновенно на широкой исторической арене, но иногда самые мелкие общественные единицы являются для них таким же удобным поприщем и они развиваются в этих ограниченных пределах с наиболее характерными признаками, как будто социологический препарат, приготовленный в лаборатории природы и уединенный от окружающей среды для большей чистоты опыта. <...> Стоит вспомнить ряд неожиданных решениий, которые были приняты и осуществлены, попытки поступательного шествия по избранному пути, именно в то самое время, когда воздействи? окружающей среды сурово приказывало вернуться назад к отправному пункту. <...> Как бы для того, чтобы увеличить оригинальность явления, история в самом разгаре кризиса выдернула духоборскую группу из старой почвы и пересадила ее на совсем новое место, на плодородный континент, предназначенный в судьбах человечества именно для подобной пересадки кудьтуры. <...> Это случилось четыре года тому назад, и с тех пор история жизни духоборов приобретает двоякий интерес, где изложение развития духоборских идеалов сплетается с описанием того, как пересаженное общественное растение пускает свои корни в новую почву, отчасти приспособляясь к новым условиям, отчасти приспособляя их к себе. <...> Статьи Владимира Ольховского, помещенные в журнале Образование за минувший <...>
Духоборы_в_Канаде.pdf
Владимир Германович Тан-Богораз Духоборы в Канаде Изд: "Русская мысль",М., 1904. -- Год 25-й, кн. VIII. -- С. 45-65. Оригинал в формате PDF: http://relig-library.pstu.ru/modules.php?name=807 OCR: Адаменко Виталий (adamenko77@gmail.com) Духоборы в Канаде. (Joseph Elkinton "The Dukhobors", Philadelphia 1903. Владимир Ольховский: "Духоборы в канадских прериях". Образование, 1903 г., N 4--8). ---------В жизни различных общественных групп, больших и малых, бывают иногда эпохи великих порывов, которые проходят сквозь глубину народной души, как буря, озаряют ее, как молния, и долго потом в сумерках исторических будней они сияют, как маяки, возвещая человечеству надежду на движение вперед и на лучшее будущее. Эти эпохи зарождаются на повороте кризисов, в сетях строптивой тоски, которая не желает дольше признавать окружающую неправду за нечто нормальное и неизбежное. Из своих сомнений они создают новое учение и превращают его в идеал, который спускается на дно народного духа и производит там такое же потрясение, как струя подземного потока, проникшая в вулкан. Тогда общественная группа, поколебленная до самых низших слоев, поднимается, выходит из берегов и в судорожных конвульсиях пытается немедленно осуществить свой идеал, не считаясь с отношениями действительности и не обращая внимания на условия времени и места. Все такие попытки поражают своим сходством, и нравственное стремление, лежащее в их основе, указывает постоянно в одном и том же направлении, как магнитная стрелка всегда обращается на север. С неизменною и однообразною правильностью они стремятся перескочить через историческую бездну, шагнуть вперед на несколько тысяч лет и немедленно водворить царство Божие на земле. Они обыкновенно оканчиваются неудачей и в лучшем случае осуществляют только небольшую частицу обещанного возрождения, но даже эти неудачи составляют для человечества лучшие из его воспоминаний и без них история потеряла бы смысл и цену. Эпохи великих порывов развертываются обыкновенно на широкой исторической арене, но иногда самые мелкие общественные единицы являются для них таким же удобным поприщем и они развиваются в этих ограниченных пределах с наиболее характерными признаками, как будто социологический препарат, приготовленный в лаборатории природы и уединенный от окружающей среды для большей чистоты опыта. Всякий, кто следит за историей русских духоборов в течение последней четверти века, легко мог убедиться, что эта небольшая, но сильная группа русского племени, переживала в последнее время именно такое потрясение. Стоит вспомнить ряд неожиданных решениий, которые были приняты и осуществлены, попытки поступательного шествия по избранному пути, именно в то самое время, когда воздействи? окружающей среды сурово приказывало вернуться назад к отправному пункту. Как бы для того, чтобы увеличить оригинальность явления, история в самом разгаре кризиса выдернула духоборскую группу из старой почвы и пересадила ее на совсем новое место, на плодородный континент, предназначенный в судьбах человечества именно для подобной пересадки кудьтуры. Это случилось четыре года тому назад, и с тех пор история жизни духоборов приобретает двоякий интерес, где изложение развития духоборских идеалов сплетается с описанием того, как пересаженное общественное растение пускает свои корни в новую почву, отчасти приспособляясь к новым условиям, отчасти приспособляя их к себе. Статьи Владимира Ольховского, помещенные в журнале Образование за минувший год, вместе с книгой Джозефа Элкинтона, изданной в Филадельфии минувшею же весною, являются первыми более или менее связными попытками описать переселение духоборов и устройство их на новом месте. Оба
Стр.1