Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Суворин А. С.: Биобиблиографическая справка

0   0
Издательство[Б.и.]
Страниц4
ID11321
АннотацияОб авторе (Суворин Алексей Сергеевич).
Кому рекомендованоОб авторе
Суворин А. С.: Биобиблиографическая справка : Статья .— : [Б.и.], 1990 .— 4 с. — Критика .— URL: https://rucont.ru/efd/11321 (дата обращения: 27.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

СУВОРИН, Алексей Сергеевич [11(23). <...> Начало литературной биографии С. типично для разночинца-демократа 60 гг. <...> Учился в 1845--1851 гг. в Воронежском кадетском корпусе, в 1853 г. окончил специальные классы Дворянского полка в Петербурге, но военным не стал. <...> В годы учения много читал, увлекся идеей словаря замечательных людей (составил почти половину задуманного труда), мечтал об университете. <...> -- 15 февр.), потом как журналист (с июля 1861 г. посылал "Письма из Воронежа" в московскую газету "Русская речь"). <...> Литературная известность пришла к С. с чтением его рассказа "Гарибальди" актером П. М. Садовским в 1861 г. В 1863 г. переехал в Петербург, сотрудничал в "Санкт-Петербургских ведомостях" (по 1874 г.) под псевдонимами А. Бобровский <...> Среди ранних выступлений в этой газете -- статья "На Невских берегах (Летучие заметки и выдержки из дневника)", 1865. <...> Популярность приобрел благодари театральным рецензиям, а также "Недельным очеркам и картинкам", которые вошли частично в книгу С. <...> Одновременно сотрудничал в "Русском инвалиде", "Вестнике Европы", "Биржевых ведомостях". <...> В "Санкт-Петербургских ведомостях" С.-публицист смело критиковал реакционную печать, язвительно писал о В. В. Крестовском, сменившем "необыкновенный радикализм" на "враждебнополицейское" отношение к движению 60 гг. в своих антинигилистических романах, о М. Н. Каткове, защищавшем в "Русском вестнике" "репрессии сверху", ополчался на беззакония "плутократии" и т. д. <...> . Книгу составили, кроме текста, печатавшегося в "Санкт-Петербургских ведомостях" в 1865 г. под заглавием "Всякие. <...> Это вовсе не повесть,-писал С.,-- а просто заметки, отрывки из дневника, писаные в разное время, под разными впечатлениями и на живую нитку связанные интригой, довольно неискусной" (Всякие. <...> При бурно развивающейся интриге, с любовными конфликтами и неожиданными поворотами событий, весь фон действительности, изображенной в повести, состоит из реалий периода разгрома <...>
Суворин_А._С._Биобиблиографическая_справка.pdf
СУВОРИН, Алексей Сергеевич [11(23).IX.1834, с. Коршево Бобровского у. Воронежской губ. -11(24).VIII.1912, Петербург] -- публицист, театральный критик, писатель, издатель. Начало литературной биографии С. типично для разночинца-демократа 60 гг. Внук крестьянина-однодворца, сын солдата, дослужившегося до штабс-капитана, и дочери протоиерея. Учился в 1845--1851 гг. в Воронежском кадетском корпусе, в 1853 г. окончил специальные классы Дворянского полка в Петербурге, но военным не стал. В годы учения много читал, увлекся идеей словаря замечательных людей (составил почти половину задуманного труда), мечтал об университете. По бедности в университет не поступил, служил учителем истории и географии в Бобровском уездном училище и двух женских пансионах, затем в Воронежском уездном училище, занимался репетиторством. Общественные симпатии С. 50 гг. отмечены дружбой с поэтом И. С. Никитиным, филологом и литературным критиком М. Ф. де Пуле, чтением статей В. Г. Белинского, А. И. Герцена. Учителем начал печататься -- вначале как поэт (литературный дебют -- перевод стихотворения Беранже "Узник", напечатанный в журнале "Мода".-- 1858.-- No 4.-- 15 февр.), потом как журналист (с июля 1861 г. посылал "Письма из Воронежа" в московскую газету "Русская речь"). В 1861 --1862 гг. жил в Москве, перейдя полностью на журнальную работу. Кроме "Русской речи", печатался в "Современнике" (1862.-- No 2) ("Солдат да солдатка"), "Отечественных записках" / 1863.-- No 7--8 / ("Аленка: Картины народной жизни"). Сблизился с Н. С. Лесковым, В. А. Слепцовым, А. И. Левитовым. Литературная известность пришла к С. с чтением его рассказа "Гарибальди" актером П.М. Садовским в 1861 г. В 1863 г. переехал в Петербург, сотрудничал в "Санкт-Петербургских ведомостях" (по 1874 г.) под псевдонимами А. Бобровский, Незнакомец к которым прибегал и позже. Среди ранних выступлений в этой газете -- статья "На Невских берегах (Летучие заметки и выдержки из дневника)", 1865. Популярность приобрел благодари театральным рецензиям, а также "Недельным очеркам и картинкам", которые вошли частично в книгу С. "Очерки и картинки. Собрание рассказов, фельетонов и заметок" (Спб., 1875.-- Кн. 1 и 2). Одновременно сотрудничал в "Русском инвалиде", "Вестнике Европы", "Биржевых ведомостях". В Петербурге общался с А. Н. Плещеевым, Л. Н. Толстым, Н. А. Некрасовым и др. В "Санкт-Петербургских ведомостях" С.-публицист смело критиковал реакционную печать, язвительно писал о В. В. Крестовском, сменившем "необыкновенный радикализм" на "враждебнополицейское" отношение к движению 60 гг. в своих антинигилистических романах, о М. Н. Каткове, защищавшем в "Русском вестнике" "репрессии сверху", ополчался на беззакония "плутократии" и т. д. В 1866 г. С. предстал перед судом pа книгу "Всякие. Очерки современной жизни" (Спб.). Книгу составили, кроме текста, печатавшегося в "Санкт-Петербургских ведомостях" в 1865 г. под заглавием "Всякие. Нечто вроде посети", заново написанные главы, завершающие сюжет, и послесловие "Несколько слов к читателю". Газетное происхождение повести наложило отпечаток на ее жанр. "Это вовсе не повесть,-писал С.,-- а просто заметки, отрывки из дневника, писаные в разное время, под разными впечатлениями и на живую нитку связанные интригой, довольно неискусной" (Всякие. Очерки современной жизни,-Спб., 1866.-- С. 265). При бурно развивающейся интриге, с любовными конфликтами и неожиданными поворотами событий, весь фон действительности, изображенной в повести, состоит из реалий периода разгрома революционно-демократического движения: петербургские пожары 1864 г., толки о польском восстании, о "нигилистах", эмансипации женщин и организации швейных мастерских и т. д. Действующие лица "интриги" вымышлены, "фона" -- реальны (Н. А. Добролюбов, М. Н. Катков, А. А. Краевский, Н. Г. Чернышевский и др. названы своими именами или имеют прозрачные псевдонимы). Главный герой повести Ильменев, друживший в прошлом с главой "нигилистов" Самарским (т. е. с Чернышевским), убеждается в обреченности нового движения и уезжает в конце повести в Америку. То, что революционные демократы не понимали истинного пути России, было мнением самого Суворина. Он писал в послесловии: "Закон и жизнь произнесли свой приговор над небольшим кружком людей, думавших применить к России такие теории, которые несовместны ни с духом нашего народа, ни с историческими преданиями" (Там же.-- С. 266). Призывая к "примирению" разных политических течений и "разных сословий общества", С. обнаружил уже в этой книге половинчатый характер своей идейнополитической позиции. Тем не менее повесть, проходившая цензуру в день покушения Д. В. Каракозова на царя, вызвала переполох. Одним из поводов к запрету книги было сочувственное изображение Самарского -- Чернышевского (впрочем, с точки зрения главного героя) и восторженного отношения к нему молодежи в момент гражданской казни. Тираж книги был приговорен к сожжению. Второе издание повести (Спб., 1907) С. снабдил цензурными документами о ее запрещении и отзывом III отделения о его "крайних убеждениях". В последующей деятельности С. как издатель и редактор газеты "Новое время" (с 1876 г. до конца жизни) отошел от позиции "либерального и даже демократического журналиста" "к национализму, к шовинизму, к беспардонному лакейству перед власть имущими" (Ленин В. И. Полн. собр. соч.-- Т. 22.-
Стр.1