СУВОРИН, Алексей Сергеевич [11(23).IX.1834, с. Коршево Бобровского у. Воронежской губ. -11(24).VIII.1912,
Петербург] -- публицист, театральный критик, писатель, издатель. Начало литературной
биографии С. типично для разночинца-демократа 60 гг. Внук крестьянина-однодворца, сын солдата,
дослужившегося до штабс-капитана, и дочери протоиерея. Учился в 1845--1851 гг. в Воронежском
кадетском корпусе, в 1853 г. окончил специальные классы Дворянского полка в Петербурге, но военным
не стал. В годы учения много читал, увлекся идеей словаря замечательных людей (составил почти
половину задуманного труда), мечтал об университете. По бедности в университет не поступил, служил
учителем истории и географии в Бобровском уездном училище и двух женских пансионах, затем в
Воронежском уездном училище, занимался репетиторством. Общественные симпатии С. 50 гг. отмечены
дружбой с поэтом И. С. Никитиным, филологом и литературным критиком М. Ф. де Пуле, чтением
статей В. Г. Белинского, А. И. Герцена. Учителем начал печататься -- вначале как поэт (литературный
дебют -- перевод стихотворения Беранже "Узник", напечатанный в журнале "Мода".-- 1858.-- No 4.-- 15
февр.), потом как журналист (с июля 1861 г. посылал "Письма из Воронежа" в московскую газету
"Русская речь"). В 1861 --1862 гг. жил в Москве, перейдя полностью на журнальную работу. Кроме
"Русской речи", печатался в "Современнике" (1862.-- No 2) ("Солдат да солдатка"), "Отечественных
записках" / 1863.-- No 7--8 / ("Аленка: Картины народной жизни"). Сблизился с Н. С. Лесковым, В. А.
Слепцовым, А. И. Левитовым. Литературная известность пришла к С. с чтением его рассказа
"Гарибальди" актером П.М. Садовским в 1861 г.
В 1863 г. переехал в Петербург, сотрудничал в "Санкт-Петербургских ведомостях" (по 1874 г.)
под псевдонимами А. Бобровский, Незнакомец к которым прибегал и позже. Среди ранних выступлений
в этой газете -- статья "На Невских берегах (Летучие заметки и выдержки из дневника)", 1865.
Популярность приобрел благодари театральным рецензиям, а также "Недельным очеркам и картинкам",
которые вошли частично в книгу С. "Очерки и картинки. Собрание рассказов, фельетонов и
заметок" (Спб., 1875.-- Кн. 1 и 2). Одновременно сотрудничал в "Русском инвалиде", "Вестнике Европы",
"Биржевых ведомостях". В Петербурге общался с А. Н. Плещеевым, Л. Н. Толстым, Н. А. Некрасовым и
др.
В "Санкт-Петербургских ведомостях" С.-публицист смело критиковал реакционную печать,
язвительно писал о В. В. Крестовском, сменившем "необыкновенный радикализм" на "враждебнополицейское"
отношение к движению 60 гг. в своих антинигилистических романах, о М. Н. Каткове,
защищавшем в "Русском вестнике" "репрессии сверху", ополчался на беззакония "плутократии" и т. д. В
1866 г. С. предстал перед судом pа книгу "Всякие. Очерки современной жизни" (Спб.). Книгу составили,
кроме текста, печатавшегося в "Санкт-Петербургских ведомостях" в 1865 г. под заглавием "Всякие.
Нечто вроде посети", заново написанные главы, завершающие сюжет, и послесловие "Несколько слов к
читателю". Газетное происхождение повести наложило отпечаток на ее жанр. "Это вовсе не повесть,-писал
С.,-- а просто заметки, отрывки из дневника, писаные в разное время, под разными впечатлениями
и на живую нитку связанные интригой, довольно неискусной" (Всякие. Очерки современной жизни,-Спб.,
1866.-- С. 265). При бурно развивающейся интриге, с любовными конфликтами и неожиданными
поворотами событий, весь фон действительности, изображенной в повести, состоит из реалий периода
разгрома революционно-демократического движения: петербургские пожары 1864 г., толки о польском
восстании, о "нигилистах", эмансипации женщин и организации швейных мастерских и т. д.
Действующие лица "интриги" вымышлены, "фона" -- реальны (Н. А. Добролюбов, М. Н. Катков, А. А.
Краевский, Н. Г. Чернышевский и др. названы своими именами или имеют прозрачные псевдонимы).
Главный герой повести Ильменев, друживший в прошлом с главой "нигилистов" Самарским (т. е. с
Чернышевским), убеждается в обреченности нового движения и уезжает в конце повести в Америку. То,
что революционные демократы не понимали истинного пути России, было мнением самого Суворина.
Он писал в послесловии: "Закон и жизнь произнесли свой приговор над небольшим кружком людей,
думавших применить к России такие теории, которые несовместны ни с духом нашего народа, ни с
историческими преданиями" (Там же.-- С. 266). Призывая к "примирению" разных политических течений
и "разных сословий общества", С. обнаружил уже в этой книге половинчатый характер своей идейнополитической
позиции. Тем не менее повесть, проходившая цензуру в день покушения Д. В. Каракозова
на царя, вызвала переполох. Одним из поводов к запрету книги было сочувственное изображение
Самарского -- Чернышевского (впрочем, с точки зрения главного героя) и восторженного отношения к
нему молодежи в момент гражданской казни. Тираж книги был приговорен к сожжению. Второе издание
повести (Спб., 1907) С. снабдил цензурными документами о ее запрещении и отзывом III отделения о его
"крайних убеждениях".
В последующей деятельности С. как издатель и редактор газеты "Новое время" (с 1876 г. до
конца жизни) отошел от позиции "либерального и даже демократического журналиста" "к национализму,
к шовинизму, к беспардонному лакейству перед власть имущими" (Ленин В. И. Полн. собр. соч.-- Т. 22.-
Стр.1