Александр Васильевич Сухово-Кобылин
Философия духа или социология (учение Всемира) *
[ отрывки ] <...> Первый набросок социологии как философии истории
в его трехмоментном теллурическом человечестве,
солярном и сидерическом
Два экстрема социологии как философии общества суть: человеческое
стадо, как починная и низшая ступень человеческого общества, и концепция
преподобного Августина **, т. е. Civitas Dei - Божия община, как другая
высочайшая ступень. <...> Эти две крайности суть почин и конец всемирного
человеческого
процесса;
почин как дикое состояние человечества, или
человеческое стадо, а конец как божественная община, т. е. как абсолютный
момент,
ближение
этого
поступания,
или ряда, к абсолютному Духу. <...> Спекулятивная
социология
указывает
нам это поступание в полноте и
установляет три момента истории человечества по форме занимаемого им
пространства. <...> Три эти момента следующие:
а)
Первый момент - есть теллурическое или земное человечество,
заключенное в тесных границах нами обитаемого земного шара.
б) Второй момент - солярное человечество, т. е. то, которое является
как всекупота обитателей нашей Солнечной системы.
в) Третий момент - сидерическое, или всемирное, человечество, т. е.
вся
тотальность миров, человечеством обитаемых во всей бесконечности
Вселенной. <...> Изложение процессования этого всемирного человечества и составляет
науку спекулятивной философии. <...> Надо
иметь
в
виду, что в этом всемирно-историческом процессе
абсолютно-свободная
человеческая
личность
является третьим и высшим
моментом, т. е. сидерическим человечеством, которое и есть цель и сключение
*** всего движения, и что с орды или "толпы диких", с человеческого стада
начинается
этот
социологический ряд, т. е. поступание человеческого
общества, поступание, которое и есть процесс одухотворения человечества, и
что
лишь в бесконечности одухотворение это заканчивается главенством
божественного <...>
Философия_духа_или_социология_(учение_Всемира).pdf
Александр Васильевич Сухово-Кобылин
Философия духа или социология (учение Всемира) *
[ отрывки ]
* Публикуется по рукописному тексту (ЦГАЛИ, ф. 438).
Первый набросок социологии как философии истории
в его трехмоментном теллурическом человечестве,
солярном и сидерическом
Два экстрема социологии как философии общества суть: человеческое
стадо, как починная и низшая ступень человеческого общества, и концепция
преподобного Августина **, т. е. Civitas Dei - Божия община, как другая
высочайшая ступень. Эти две крайности суть почин и конец всемирного
человеческого процесса;
человеческое стадо, а конец как божественная община, т. е. как абсолютный
момент,
Спекулятивная социология указывает
установляет три момента истории человечества по форме занимаемого им
пространства. Три эти момента следующие:
а)
почин как дикое состояние человечества, или
ближение этого поступания, или ряда, к абсолютному Духу.
нам это поступание в полноте и
Первый момент - есть теллурическое или земное человечество,
заключенное в тесных границах нами обитаемого земного шара.
б) Второй момент - солярное человечество, т. е. то, которое является
как всекупота обитателей нашей Солнечной системы.
в) Третий момент - сидерическое, или всемирное, человечество, т. е.
вся тотальность миров, человечеством обитаемых во всей бесконечности
Вселенной.
Изложение процессования этого всемирного человечества и составляет
науку спекулятивной философии.
** Августин Блаженный (354-430) - христианский теолог. В сочинении "О
граде Божием" "граду земному", государственности противопоставил "град
Божий" (Civitas Dei - иной, совершенный порядок бытия, основанный на любви
Бога к человеку и человека к Богу.
Надо иметь в виду, что в этом всемирно-историческом процессе
абсолютно-свободная человеческая личность является третьим и высшим
моментом, т. е. сидерическим человечеством, которое и есть цель и сключение
*** всего движения, и что с орды или "толпы диких", с человеческого стада
начинается этот социологический ряд, т. е. поступание человеческого
общества, поступание, которое и есть процесс одухотворения человечества, и
что лишь в бесконечности одухотворение это заканчивается главенством
божественного разума, т. е. Царствием Божиим, Civitas Dei.
*** Смыкание, соединение (арх.).
Философия человечества
Поступание человечества, т. е. процессование человечества к Богу,
выражается трехмоментным поступанием человечества или его трехмоментным
рядом. Моменты этого нормального ряда суть:
а)
человек-зверь,
Непосредственный,
антропофаг,
чувственный человек или дикий человек,
пожиратель самого себя,
человек-дьявол,
дьявольский человек.
б) Обыденный, конечный, эмпирический, антиспекулятивный, рассудочный
человек, тот человек, которого мы имеем в эмпирическом знании, ибо надо
Стр.1