Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Роковой вопрос

0   0
Первый авторСтрахов Николай Николаевич
Издательство[Б.и.]
Страниц6
ID11198
Аннотация(Заметка по поводу польского вопроса)
Кому рекомендованоКритика и публицистика
Страхов, Н.Н. Роковой вопрос : Статья / Н.Н. Страхов .— : [Б.и.], 1863 .— 6 с. — Публицистика .— URL: https://rucont.ru/efd/11198 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

<Н. Н. Страхов> Роковой вопрос (Заметка по поводу польского вопроса) "Время", No 4, 1863 Оригинал здесь -- http://smalt.karelia.ru/~filolog/vremja/1863/april/rokvopr.htm РОКОВОЙ ВОПРОСЪ. <...> Намъ легче и мы очень привыкли разсматривать вещи съ болѣе общихъ точекъ зрѣнiя и и потому частная, характеристическая особенность дѣла ускользаетъ отъ нашего вниманiя. <...> Но такъ какъ въ настоящемъ случаѣ дѣло имѣетъ для насъ живѣйшiй интересъ, то его особенности должны же наконецъ понемногу стать ясными для всѣхъ. <...> 1) Они поднялись изъ-за идей космополитическихъ, т.-е. для всяческаго улучшенiя своего быта и разсширенiя своихъ правъ. <...> 2) Или -- они поднялись изъ-за идеи нацiональности, т.-е. просто для освобожденiя себя изъ-подъ власти чужого народа. <...> Можно наконецъ признавать наравнѣ и ту и другую; можно сказать, счто поляки стоятъ за космополитическiя идеи и въ числѣ ихъ за космополитическiя идеи и въ числѣ ихъ за космополитическую идею раноправности всѣхъ народовъ. <...> Поляки возбуждены противъ насъ также какъ народъ образованный противъ народа менѣе образованнаго или даже вовсе необразованнаго. <...> Ее составляли ученые коментарiи древнихъ класиковъ, удачныя и неудачныя подражанiя, писанныя частью на щегольскомъ польскомъ, частью на образцовомъ латинскомъ языкѣ., многочисленные и важные переводы, изъ коихъ нѣкоторые до-сихъ-поръ почитаются образцовыми, какъ напримѣръ переводъ Тасса; другiе доказываютъ глубину просвѣщенiя, какъ напримѣръ переводъ всѣхъ сочиненiй Аристотеля, сдѣланный еще въ XVI вѣкѣ. <...> Наши мысли обращаются къ единому видимому и ясному проявленiю народнаго духа, къ нашему государству. <...> Намъ скажутъ, что государство конечно есть возможность самостоятельной жизни, но еще далеко не самая жизнь. <...> Положимъ намъ скажутъ, что поляки отказываются отъ своего высокомѣрiя <...>
Роковой_вопрос.pdf
<Н. Н. Страхов> Роковой вопрос (Заметка по поводу польского вопроса) "Время", No 4, 1863 Оригинал здесь -- http://smalt.karelia.ru/~filolog/vremja/1863/april/rokvopr.htm РОКОВОЙ ВОПРОСЪ. Въ различныхъ, хотя не весьма многихъ и не весьма ясныхъ сужденiяхъ о польскомъ вопросѣ почти безъ исключенiя упускается изъ виду одна существенная его черта. Намъ легче и мы очень привыкли разсматривать вещи съ болѣе общихъ точекъ зрѣнiя и и потому частная, характеристическая особенность дѣла ускользаетъ отъ нашего вниманiя. Но такъ какъ въ настоящемъ случаѣ дѣло имѣетъ для насъ живѣйшiй интересъ, то его особенности должны же наконецъ понемногу стать ясными для всѣхъ. Изъ-за чего поднялись поляки? Подводя эти явленiя подъ ходячiя общiя понятiя, мы обыкновенно отвѣчаемъ такъ: 1) Они поднялись изъ-за идей космополитическихъ, т.-е. для всяческаго улучшенiя своего быта и разсширенiя своихъ правъ. 2) Или -- они поднялись изъ-за идеи нацiональности, т.-е. просто для освобожденiя себя изъ-подъ власти чужого народа. Одни считаютъ главною и существенною пружиною возстанiя одну изъ этихъ причинъ, другiе другую. Можно наконецъ признавать наравнѣ и ту и другую; можно сказать, счто поляки стоятъ за космополитическiя идеи и въ числѣ ихъ за космополитическiя идеи и въ числѣ ихъ за космополитическую идею раноправности всѣхъ народовъ. Опредѣливши такимъ образомъ причины явленiя, мы уже не находимъ никакихъ трудностей въ рѣшенiи вопроса. Изъ такихъ простыхъ и ясныхъ основанiй мы легкко и просто выводимъ надлежащiя слѣдствiя. И такъ какъ у каждаго есть живая надлежащiя слѣдствiя. И такъ какъ у каждаго есть живая потребность имѣть опредѣленный взглядъ на дѣло, разъяснить его въ своемъ пониманiи, то мы будемъ даже твердо стоять за это легкое рѣшенiе и усердно настаивать на его справедливости. Между тѣмъ въ польскомъ вопросѣ есть черта, которая даетъ ему страшную глубину и неразрѣшимую загадочность. Эта черта такъ ясно обозначается, такъ прямо бросается въ глаза, что скрыть ее или незамѣтить не возможно. Напрасно мы стали бы необращать на все внимаiя или не предавать ей значенiя; отъ такихъ уловокъ, само собою разумѣется, ни мы не выиграемъ, ни самое дѣло не перемѣнится. Что порождаетъ вражду, возбуждающую поляковъ противъ русскихъ? Постараемся вникнуть въ настроенiе поляковъ, перенесемъ себя въ ихъ положенiе и будемъ смотрѣть съ ихъ точки зрѣнiя. Очевидно кромѣ причинъ космополитическихъ и нацiональныхъ въ эту вражду входитъ еще одинъ элементъ, который какъ намъ кажется весьма существенно опредѣляетъ дѣло. Поляки возбуждены противъ насъ также какъ народъ образованный противъ народа менѣе образованнаго или даже вовсе необразованнаго. Каковы бы ни были поводы къ борьбѣ, но одушевленiе борьбы очевидно вопламеняется тѣмъ, что съ одной стороны берется народъ цивилизованный, а съ другой -- варвары. Таковъ покрайней-мѣрѣ должно быть взглядъ поляковъ. Чтобы убѣдиться въ глубокой дѣйствительности этой причины, какъ составного элемента вражды, стоитъ только вспомнить, что польскiй народъ имѣетъ полное право считать себя въ цивилизацiи наравнѣ со всѣми другими европейскими народами, и что напротивъ на насъ они едвали могутъ смотрѣть иначе какъ на варваровъ. Польша отъ начала шла наравнѣ съ остальною Европою. Вмѣстѣ съ другими западными народами она приняла католичество; одинаково съ другими развивалась въ своей духовной жизни. Въ наукахъ, въ искуствахъ, въ литературѣ, вобще во всѣхъ проявленiяхъ цивилизацiи она постоянно браталась и соперничала съ другими членами европейской семьи и никогда не была въ ней членомъ отсталымъ или чужимъ. Вотъ какъ въ краткихъ словахъ говоритъ объ этомъ И. А. Кирѣевскiй:
Стр.1

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.