Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

История мысли. История новой философии Куно Фишера. Том Ii. Перев. Н. Страхова

0   0
Издательство[Б.и.]
Страниц9
ID11177
АннотацияО творчестве автора (Страхов Николай Николаевич).
Кому рекомендованоО творчестве автора
История мысли. История новой философии Куно Фишера. Том Ii. Перев. Н. Страхова : Статья .— : [Б.и.], 1863 .— 9 с. — Критика .— URL: https://rucont.ru/efd/11177 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Время", No 2, 1863 Оригинал здесь -- http://smalt.karelia.ru/~filolog/vremja/1863/febr/Fisher63.htm ИСТОРIЯ МЫСЛИ Исторiя новой философiи Куно Фишера. <...> Робеспьеръ съ большимъ букетомъ цвѣтовъ въ рукѣ былъ главнымъ дѣйствующимъ лицомъ церемонiи, говорилъ рѣчь, зажигалъ эмблематическiя фигуры, шолъ во главѣ процесiи и т. д. <...> Судя по всему нѣтъ никакого сомнѣнiя, что Робеспьеръ дѣйствовалъ въ этомъ случаѣ совершенно искренно, что онъ былъ глубоко увлеченъ мыслью о существованiи божества. <...> Легко убѣдиться, что это не былъ Богъ, почитаемый христiанствомъ или какою-нибудь другою религiею; это не была также какая-нибудь мистическая, или какая-нибудь пантеистическая идея, взятая изъ древнихъ или новыхъ философскихъ ученiй. <...> Его можно узнать по тѣмъ названiямъ, какiя даетъ ему Робеспьеръ въ своихъ рѣчахъ. <...> Въ этой религiи богъ полагался не внѣ и не внутри мiра, но считался просто высшимъ существомъ между существами; онъ былъ вершиною мiра, былъ признаваемъ необходимымъ завершенiемъ природы, но все-таки представлялъ какъ бы одну изъ составныхъ частей мiрового порядка. <...> Такъ продолжалось до тѣхъ поръ, пока, мысля и мысля, люди наконецъ не замѣтили, что самые прiемы ихъ мысли измѣняются, пока на результатахъ ихъ мышленiя не обнаружилось наконецъ разнообразiе процеса самой мысли. <...> Эта новая и только возникающая наука еще не внесла своихъ понятiй въ кругъ общаго образованiя; но рано или поздно ея результаты обнаружатся. <...> Они будутъ состоять въ томъ, что мы будемъ наконецъ мыслить сознательно, т.е. понимая какъ мы мыслимъ, и откинемъ предразсудокъ, состоящiй въ томъ, что каждый человѣкъ умѣетъ правильно мыслить. <...> Второй томъ Куно Фишера очень интересенъ въ этомъ отношенiи. <...> Онъ изображаетъ намъ исторiю всего умственнаго движенiя прошлаго вѣка <...>
История_мысли._История_новой_философии_Куно_Фишера._Том_Ii._Перев._Н._Страхова.pdf
История мысли. История новой философии Куно Фишера. Том II. Перев. Н. Страхова. СПб., 1863. "Время", No 2, 1863 Оригинал здесь -- http://smalt.karelia.ru/~filolog/vremja/1863/febr/Fisher63.htm ИСТОРIЯ МЫСЛИ Исторiя новой философiи Куно Фишера. Т. II. Вѣкъ нѣмецкаго просвѣщенiя. Пер. Н. СТРАХОВА, изд. Н. Тиблена. Спб. 1863. ____ 8 iюня 1794 года въ Парижѣ справлялся праздникъ высочайшаго существа. Робеспьеръ съ большимъ букетомъ цвѣтовъ въ рукѣ былъ главнымъ дѣйствующимъ лицомъ церемонiи, говорилъ рѣчь, зажигалъ эмблематическiя фигуры, шолъ во главѣ процесiи и т. д. Судя по всему нѣтъ никакого сомнѣнiя, что Робеспьеръ дѣйствовалъ въ этомъ случаѣ совершенно искренно, что онъ былъ глубоко увлеченъ мыслью о существованiи божества. Извѣстно, что онъ былъ послѣдователь Жанъ Жака Руссо. Праздникъ вполнѣ удался. Въ этотъ день была остановлена гильотина. Парижъ обнаруживалъ сильное сочувствiе торжеству; учредителю его Робеспьеру тайкомъ предлагали диктатуру. Нужно замѣтить вообще, что этотъ день былъ послѣднею вершиною, послѣднею крайнею точкою, до которой дошла революцiя. Дальше она не пошла и поворотила назадъ. Не любопытно ли знать, какому же богу поклонялся въ этотъ день Парижъ съ своимъ конвентомъ и Робеспьеромъ? Въ чемъ состояла эта идея, которая въ самый разгаръ революцiоннаго движенiя остановила на себѣ общее вниманiе и казалось служила завершенiемъ всего движенiя? Легко убѣдиться, что это не былъ Богъ, почитаемый христiанствомъ или какою-нибудь другою религiею; это не была также какая-нибудь мистическая, или какая-нибудь пантеистическая идея, взятая изъ древнихъ или новыхъ философскихъ ученiй. Нѣтъ, это былъ такъ-сказать совершенно особенный Богъ, идея, вполнѣ принадлежавшая ХVIII вѣку. Его можно узнать по тѣмъ названiямъ, какiя даетъ ему Робеспьеръ въ своихъ рѣчахъ. Онъ называетъ его высочайшимъ существомъ, существомъ существъ, богомъ природы. Очевидно это было не что иное какъ рацiональный богъ прошлаго вѣка, богъ такъназываемой естественной религiи. Въ этой религiи богъ полагался не внѣ и не внутри мiра, но считался просто высшимъ существомъ между существами; онъ былъ вершиною мiра, былъ признаваемъ необходимымъ завершенiемъ природы, но все-таки представлялъ какъ бы одну изъ составныхъ частей мiрового порядка. Такимъ образомъ нельзя не видѣть, что парижскiй праздникъ былъ порожденiемъ тѣхъ идей, которыя долгое время зрѣли и развивались въ тогдашней философiи. Этими идеями были воодушевлены тогдашнiе деисты, къ которымъ принадлежалъ и Жанъ Жакъ Руссо. Родоначальникомъ же этихъ понятiй и первымъ провозвѣстникомъ новаго духа былъ Лейбницъ. Онъ первый изложилъ теорiю высочайшаго существа съ тою глубиною, которая удовлетворяетъ философскимъ требованiямъ мысли. Робеспьеръ кланался тому богу, котораго возвѣстилъ Лейбницъ. Для насъ интересно здѣсь слѣдующее. Идея, о которой мы говорили, давно уже поблѣднѣла и утратила свою силу, давно заслонена другими идеями; мы ясно видимъ, что она есть нѣчто прошедшее и слѣдовательно вообще нѣчто временное. Робеспьеръ этого не зналъ; онъ не зналъ, какому богу онъ поклоняется. Въ его время не существовало понятiя о движенiи идей, а было признаваемо только простое постепенное открытiе истины. Безъ сомнѣнiя онъ потому такъ хлопоталъ о праздникѣ, такъ радовался ему, что не питалъ и тѣни
Стр.1