Михаил Петрович Старицкий
Последняя ночь
Историческая драма в двух картинах
Оригинал здесь: Книжная полка Лукьяна Поворотова. <...> В конце XVII века жил дворянин украинец Братковский; у него было имение на
Волыни, а проживал он часто во Львове. <...> Братковский был человек образованный,
даровитый, направления социнианского, но веры православной, большой патриот
и великий народолюбец. <...> В те времена польская шляхта уже пустила на Украине
глубокие корни и стремилась закрепостить крестьян; Братковский же встал
против шляхты в защиту крестьянской бедноты. <...> Он был связан и с кружком
правобережных рыцарей - Палием,
Самусем,
Искрой,
которые
тяготели
к Левобережной Украине, стремились отколоться от Польши и соединиться
с Левобережной Украиной. <...> Братковский хотел поднять на Волыни восстание
крестьян; его захватили с воззваниями и повесили в Луцке в 1702 году. <...> Справа от актера нары, покрытые соломой,
слева высоко прорезанное широкое окно, с частой решеткой снаружи, изнутри
стекла чем-то замазаны, прозрачны лишь верхние; прямо железная дверь
с круглым окошечком посредине. <...> Он подлежит, как взятый при оружье,
Как злой изменник, бунтарей вожак,
За тяжкую вину тягчайшей каре... <...> Не бунтари мы, нет, Мы верные сыны своей отчизны! <...> )
Все в голове смешалось, мысли врозь
В сыром подвале этом разлетелись,
А сердце - льдом сковало... <...> Знать, понимать, что море крови, слез
Наш гордый дух лишило сил и волю
Смирило с рабством, - видеть и не мочь
Им отомстить, и гнить в сыром подвале! <...> А если пан ответит без утайки
На все мои вопросы, в тот же час
Он на свободу из тюрьмы вернется
В объятия возлюбленной семьи,
К родному очагу... <...> А свой народ, отчизну, даже бога
Вассалу кинь под ноги? <...>
И н с т и г а т о р
А если жизнь, и смерть, и злые муки
Тому цена? <...> Нам в точности известно: связан был
Ты с Искрой и с Палием, псом презренным,
С Мазепой также, и хотел с Москвой <...>
Последняя_ночь.pdf
Михаил Петрович Старицкий
Последняя ночь
Историческая драма в двух картинах
Оригинал здесь: Книжная полка Лукьяна Поворотова.
"Остання ніч".
Перевод А. Островского
Действующие лица:
С т е п а н Б р а т к о в с к и й, подчаший Львовский; молодой еще,
но бледный, худой и изможденный; оброс бородой, в которой
пробивается проседь. В арестантском халате; узник.
И н с т и г а т о р, судебный обвинитель того времени; старый, седой;
личность желчная и злобная. Поляк.
С т о р о ж, добрый сердобольный старик с седыми, нависшими бровями,
придающими ему суровый вид.
Б у р г р а б я, комендант замка и тюрьмы, средних лет, Поляк.
К с е н д з, худой и бледный.
О с т а п, товарищ Степана; молодой.
Т а с я Б р а т к о в с к а я, жена Степана; в "Сне" она исполняет
роль и девушки, и молодой жены. В "Сне" она оживлена, румяна;
в последней сцене - исхудалая, бледная.
М а т ь С т е п а н а, тень старухи-покойницы.
Г о л о с а д е т с к и е, м у ж с к и е и ж е н с к и е.
С т р а ж а.
Действие происходит в городе Луцке в 1702 году,
во время господства Польши.
Сюжетом этой драмы послужило действительное историческое событие.
В конце XVII века жил дворянин украинец Братковский; у него было имение на
Волыни, а проживал он часто во Львове. Братковский был человек образованный,
даровитый, направления социнианского, но веры православной, большой патриот
и великий народолюбец. В те времена польская шляхта уже пустила на Украине
глубокие корни и стремилась закрепостить крестьян; Братковский же встал
против шляхты в защиту крестьянской бедноты. Он был связан и с кружком
правобережных рыцарей - Палием,
Самусем,
Искрой,
которые тяготели
к Левобережной Украине, стремились отколоться от Польши и соединиться
с Левобережной Украиной. Братковский хотел поднять на Волыни восстание
крестьян; его захватили с воззваниями и повесили в Луцке в 1702 году. Жене и
единственному сыну даже не дали свидания.
____________________________________________________________________________
Картина первая
Картина вторая
Автор
Картина первая
Внутренность тюремной камеры. Справа от актера нары, покрытые соломой,
слева высоко прорезанное широкое окно, с частой решеткой снаружи, изнутри
стекла чем-то замазаны, прозрачны лишь верхние; прямо железная дверь
с круглым окошечком посредине. Стены камеры черные, облупленные; паутина
клочьями свисает с потолка. Из обстановки в камере еще стол позади нар
и табурет под окном. На столе кружка воды и ломоть хлеба. Вечереет. Лучи
Стр.1