Оригинал здесь - http://www.rulex.ru/01181201.htm
Станюкович (Константин Михайлович) - известный писатель. Родился в 1844 г. в Севастополе,
где в то время проживал его отец, суровый адмирал старого типа. Учился сначала в пажеском, затем в
морском корпусе и уже 16 лет был отправлен в кругосветное плавание. В 1863 г. начальник эскадры
Тихого океана, известный адмирал А.А. Попов , послал Станюковича из Сингапура в Петербург
курьером, с бумагами к великому князю Константину Николаевичу и к морскому министру. При
больших связях отца и благосклонном отношении высших чинов морского ведомства, молодому,
способному моряку предстояла блестящая карьера. Но его тянуло в другую сторону. Он рано начал
читать и движение 1860-х гг. всецело его охватило. Несмотря на то, что во флоте веяния эпохи реформ
были особенно сильны и традиции прежнего жестокого обращения с матросами постепенно исчезали,
Станюкович решил бросить службу. Для того, чтобы получить отставку, надо было заручиться согласием
отца, который ни за что не хотел расстаться с заветной мечтой доставить сыну блестящее служебное
положение. Пришлось выдержать упорную борьбу со старым адмиралом, пока от него, наконец,
получилась телеграмма: "Против течения плыть не могу. Согласен". Станюкович вышел в 1864 г. в
отставку с чином лейтенанта и один год провел в Муромском уезде, Владимирской губернии, в качестве
народного учителя. На литературное поприще Станюкович выступил еще в 1861 г. очерками из
кругосветного плавания в "Морском Сборнике" (отд. изд., Санкт-Петербург, 1867), затем принимал
участие в "Искре", "Будильнике", "Эпохе", "Женском Вестник" и газете "Гласность". Не особенно
обильные литературные заработки и женитьба заставили Станюковича поступить на частную службу по
акционерным обществам, которую он оставил только в 1870-х гг., когда упрочилось литературное его
положение. Знакомство с деловым миром дало ему, между прочим, материал для пьесы: "На то щука в
море, чтобы карась не дремал", которая по особому ходатайству железнодорожных дельцов была
запрещена накануне представления (1871). Литературную известность Станюкович приобрел в 1870-х гг.
рядом помещенных в "Деле" рассказов и романов: "Без исхода", "Два брата", "Омут" и др. Легко и
интересно написанные, в известном прямолинейном стиле прославления "новых людей" и обличения
старых традиций, эти романы очень нравились публике "Дела", воспитанной на романах МихайловаШеллера
, Омулевского , Бажина и др. Очень нравились также легкие фельетонно-сатирические очерки
текущей жизни, которые Станюкович помещал в "Деле" с 1874 по 1884 г. под псевдонимом
"Откровенного писателя" и под заглавиями: "Картинки общественной жизни" и "Письма знатных
иностранцев" (переписка попавшего в Россию англичанина со своей женой). Кроме "Дела", Станюкович
писал воскресные фельетоны (под псевдонимом Пимен) в "Новостях", "Молве" и "Порядке". В 1881 г.
Станюкович становится со редактором "Дела", а в 1883 г. приобретает его в собственность, но в 1885 г.
журнал был приостановлен, а Станюкович, просидев несколько месяцев в доме предварительного
заключения, был сослан административным порядком и Томскую губернию на три года. В Сибири им
написаны первые морские рассказы, напечатанные (сначала под псевдонимом М. Костина) в "Вестнике
Европы", "Северном Вестнике" и "Русской Мысли". По возвращении из ссылки, Станюкович возобновил
свои "Письма знатных иностранцев" в "Русской Мысли", писал фельетоны в "Сыне Отечества" ред. С.Н.
Кривенки и напечатал ряд романов из современной жизни в "Вестнике Европы", "Русской Мысли",
"Русском Богатстве", "Русской Жизни", "Мире Божьем" и др. ("Откровенные", "История одной жизни",
"Равнодушные", "Жрецы" и др.). Большей частью это то, что французы называют romans a clef, т. е.
беллетристические портреты разных современных деятелей. Произведения Станюковича много раз
выходили отдельными изданиями, а с 1897 г. печатается полное собрание его сочинений. Появилось уже
13 томов. Лучшее из написанного Станюковичем - его "морские" рассказы. Они дают ряд отдельных
типов, фигур и характеров, которые, вместе взятые, составляют очень яркую картину морской жизни
прежнего времени, отчасти вполне дореформенной эпохи, отчасти накануне и во время коренного
преобразования морских порядков. Перед читателем проходит целая галерея суровых на вид "морских
волков", в которых, однако, часто бьется очень любящее сердце.Жестокие нравы, беспощадное битье,
подавление человеческой личности - в полном ходу, но это больше результат системы, чем природных
свойств, и самые отчаянные "дантисты", глубоко убежденные, что без вышибания зубов нельзя
поддерживать должным образом дисциплину и "морской дух", оказываются иногда людьми серьезных
нравственных правил, честными и истинно-мужественными. Главная особенность морских рассказов
Станюковича - отсутствие предвзятости и глубокая любовь к изображаемому быту. Даже рисуя
мрачнейшие его стороны, автор все-таки в общем относится к нему, как к дорогой и родной ему стихии.
Герои морских рассказов Станюковича лишены односторонности, психология их представляет собой
смесь хороших и дурных свойств - и это-то и сообщает им жизненность. Любимые типы Станюковича -
грозный, требовательный и ворчливый капитан или адмирал, в душе добрый и благородный; загнанный
или мрачный штурман, под корой неприступной угрюмости таящий родник нежнейших чувств;
ворчливый "старший офицер", как родной отец помогающий в нужде молодым гардемаринам и
Стр.1