Но Аркадий Николаевич пришел в класс
лишь для того, чтобы сделать невероятное заявление: он назначает спектакль, в котором мы будем играть
отрывки из пьес по собственному выбору. <...> Аркадий Николаевич хочет
посмотреть нас в обстановке спектакля: на подмостках, среди декораций, в гриме, костюмах, перед
освещенной рампой. <...> Особенно горячо поддерживали ее стройный молодой человек, Говорков, уже игравший, как я
слышал, в каком-то маленьком театре, красивая, высокая, полная блондинка Вельяминова и маленький,
подвижной, шумливый Вьюнцов. <...> Я, Шустов и Пущин были сначала очень скромны. <...> К счастью, Шустов согласился на все мои предложения, так
как внешняя сторона его не интересовала. <...> Я впервые видел
зрительный зал со сцены при открытом занавесе, пустой, безлюдный. <...> Внимание тянулось то в зрительный зал, то в соседние со сценой комнаты - мастерские, в которых,
невзирая на нашу репетицию, шла своя жизнь - ходили люди, переносили какие-то вещи, пилили, стучали,
спорили. <...> Поэтому я приблизился к авансцене и стал смотреть в зловещую черную дыру сценической рамки, чтобы
привыкнуть к ней и освободиться от тяги в зрительный зал. <...> Лишь только раздвинулся занавес и открылся зрительный зал, я весь, целиком очутился в его
власти. <...> Помню
только, что рампа, черная дыра портала исчезли из моего внимания, что я освободился от всякого страха и
что на сцене создалась для меня новая, неведомая мне, упоительная жизнь. <...> СЦЕНИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО И СЦЕНИЧЕСКОЕ РЕМЕСЛО
.....................19......г.
Сегодня мы собрались, чтобы выслушать замечания Торцова о нашей игре на показном спектакле. <...> Аркадий Николаевич говорил:
- В искусстве прежде всего надо уметь видеть и понимать прекрасное. <...> - Что же это за искусство переживания? - заинтересовался я. <...> Вы не помните,
как вы кусали губы и едва сдерживали слезы? - допытывался Аркадий Николаевич. <...> Но на
показном спектакле оно вас не подвело, и то, что вы нам дали в эти несколько удачных минут, было
превосходно, лучше всего, что только можно <...>
Работа_актера_над_собой.pdf
К. С. Станиславский
Работа актера над собой
Часть 1. Работа над собой в творческом процессе переживания
Посвящаю свой труд моей лучшей ученице, любимой артистке и неизменно преданной помощнице
во всех театральных моих исканиях Марии Петровне Лилиной
ПРЕДИСЛОВИЕ
1
Мной задуман большой, многотомный труд и мастерстве актера (так называемая "система
Станиславского"). Изданная уже книга "Моя жизнь в искусстве" представляет собой первый том,
являющийся вступлением к этому труду. Настоящая книга, о "работе над собой" в творческом процессе
"переживания", является вторым томом.
В ближайшее время я приступаю к составлению третьего тома, в котором будет говориться о
"работе над собой" в творческом процессе "воплощения".
Четвертый том я посвящу "работе над ролью".
Одновременно с этой книгой я должен был бы выпустить ей в помощь своего рода задачник с
целым рядом рекомендуемых упражнений ("Тренинг и муштра"). Я этого не делаю сейчас, чтоб не
отвлекаться от основной линии моего большого труда, которую я считаю более существенной и спешной.
Лишь только главные основы "системы" будут переданы - я приступлю к составлению подсобного
задачника.
2
Как эта книга, так и все последующие не имеют претензии на научность. Их цель исключительно
практическая. Они пытаются передать то, чему меня научил долгий опыт актера, режиссера и педагога.
3
Терминология, которой я пользуюсь в этой книге, не выдумана мною, а взята из практики, от
самих учеников и начинающих артистов. Они на самой работе определили свои творческие ощущения в
словесных наименованиях. Их терминология ценна тем, что она близка и понятна начинающим.
Не пытайтесь искать в ней научных корней. У нас свой театральный лексикон, свой актерский
жаргон, который вырабатывала сама жизнь.
Правда, мы пользуемся также и научными словами, например "подсознание", "интуиция", но они
употребляются нами не в философском, а в самом простом, общежитейском смысле. Не наша вина, что
область сценического творчества в пренебрежении у науки, что она осталась неисследованной и что нам
не дали необходимых слов для практического дела. Пришлось выходить из положения своими, так сказать
домашними, средствами.
Одна из главных задач, преследуемых "системой", заключается в естественном возбуждении
творчества органической природы с ее подсознанием. Об этом говорится в последнем, XVI отделе книги.
К этой ее части следует отнестись с исключительным вниманием, так как в ней - суть творчества и всей
"системы".
5
Об искусстве надо говорить и писать просто, понятно. Мудреные слова пугают ученика. Они
возбуждают мозг, а не сердце. От этого в момент творчества человеческий интеллект давит
артистическую эмоцию с ее подсознанием, которым отведена значительная роль в нашем направлении
искусства.
Но говорить и писать "просто" о сложном творческом процессе трудно. Слова слишком конкретны
Стр.1