В 1800- 1810-х годах Харьков был крупным культурным центром. <...> В университете читали лекции сподвижник просветителя Н.И. Новикова, И.С.
Рижский и многие известные деятели украинской культуры. <...> Связан был с
университетом его недавний выпускник поэт-сатирик А.Н. Нахимов. <...> В городе
издавались журналы "Харьковский Демокрит" и "Украинский вестник", где Сомов
с
1816 г. помещал ранние свои литературные опыты - оригинальные и
переводные, стихи и прозу. <...> С 1817 г. он сотрудничает в
Вольном обществе любителей словесности, наук и художеств, а с начала 1818
г.- в Вольном обществе любителей российской словесности. <...> Сочинения и
переводы Сомова печатаются в журналах этих обществ - "Благонамеренном" и
"Соревнователе просвещения и благотворения". <...> Заграничное путешествие 18191820 гг., когда Сомов посетил Польшу, Австрию, Францию, Германию, расширило
его кругозор и дало материал для литературной деятельности. <...> Прежде чем
проявился
его самобытный дар рассказчика, Сомов прошел основательную
литературную
школу. <...> Стихотворные опыты, неустанная работа переводчика
приучили его к точности и ясности выражений, заставили овладеть разными
стилями от "метафизического" языка литературного трактата до стихии живой
разговорной речи. <...> Журнальная проза Сомова - путевые письма, размышления,
описания, анекдоты, "характеры", появляющиеся в печати с 1818 г. и особенно
умножившиеся после возвращения из-за границы, - развивала наблюдательность
будущего повествователя и точность его описаний, приучала схватывать резкие
черты оригинальных, контрастирующих между собой характеров. <...> К середине
1820-х годов сложилась и эстетическая программа Сомова, что как нельзя
более характерно для эпохи, когда литературное сознание неизменно опережало
творческую практику. <...> Трактат Сомова "О романтической поэзии" (1823) - один
из важнейших памятников русской эстетической мысли эпохи декабристов. <...> Основной тезис автора - "народу русскому (...) необходимо иметь свою
народную поэзию <...>
О._М._Сомов.pdf
Н. Н. Петрунина. О. М. Сомов.
---------------------------------------------------------------------------Текст
- по изданию: "Русская фантастическая проза эпохи романтизма",
Изд-во Лениградского университета.
Оригинал здесь: Русская фантастика
---------------------------------------------------------------------------Выходец
из старинного,
но обедневшего дворянского рода, Орест
Михайлович Сомов (1793-1833) родился в г. Волчанске Харьковской (б.
Слободско- Украинской) губернии. Образование свое завершил в Харьковском
университете. В 1800- 1810-х годах Харьков был крупным культурным центром.
В университете читали лекции сподвижник просветителя Н.И. Новикова, И.С.
Рижский и многие известные деятели украинской культуры. Связан был с
университетом его недавний выпускник
поэт-сатирик А.Н. Нахимов. В городе
издавались журналы "Харьковский Демокрит" и "Украинский вестник", где Сомов
с
1816 г. помещал ранние свои литературные опыты - оригинальные и
переводные, стихи и прозу.
В конце 1817 г. Сомов в Петербурге. С 1817 г. он сотрудничает в
Вольном обществе любителей словесности, наук и художеств, а с начала 1818
г.- в Вольном обществе любителей российской словесности. Сочинения и
переводы Сомова печатаются в журналах этих обществ - "Благонамеренном" и
"Соревнователе просвещения и благотворения". Заграничное путешествие 18191820
гг., когда Сомов посетил Польшу, Австрию, Францию, Германию, расширило
его кругозор и дало материал для литературной деятельности. Прежде чем
проявился его самобытный дар рассказчика, Сомов прошел основательную
литературную школу. Стихотворные опыты, неустанная работа переводчика
приучили его к точности и ясности выражений, заставили овладеть разными
стилями от "метафизического" языка литературного трактата до стихии живой
разговорной речи. Журнальная проза Сомова - путевые письма, размышления,
описания, анекдоты, "характеры", появляющиеся в печати с 1818 г. и особенно
умножившиеся после возвращения из-за границы, - развивала наблюдательность
будущего повествователя и точность его описаний, приучала схватывать резкие
черты оригинальных, контрастирующих между собой характеров. К середине
1820-х годов сложилась и эстетическая программа Сомова, что как нельзя
более характерно для эпохи, когда литературное сознание неизменно опережало
творческую практику. Трактат Сомова "О романтической поэзии" (1823) - один
из важнейших памятников русской эстетической мысли эпохи декабристов.
Основной тезис автора - "народу русскому (...) необходимо иметь свою
народную поэзию, неподражательную и независимую от преданий чуждых". Путь к
ее созданию Сомов видел в обращении к живым источникам народной поэзии,
"нравов, понятий и образа мыслей", к сокровищам родной природы и истории. В
своем творчестве он по мере сил осуществлял эту программу.
Провозглашенная Сомовым идея романтической народности была близка
литераторам- декабристам. Это послужило основой для его сближения с А.А.
Бестужевым и К.Ф. Рылеевым, привело его в число сотрудников издаваемого ими
альманаха "Полярная звезда". После восстания на Сенатской площади Сомов был
арестован, но вскоре освобожден: следствие подтвердило его непричастность к
деятельности тайных обществ. Тем не менее он лишился службы в Российскоамериканской
компании, где в 1824- 1825 гг. был помощником Рылеева. Отныне
его жизнь - жизнь профессионального литератора, средства к существованию
ему доставляет исключительно литературная работа. В 1826- 1829 гг. Сомов -
постоянный сотрудник "Северной пчелы" Ф. В. Булгарина, недавнего друга
декабристов. С 1827 г. в альманахах появляются его оригинальные повести. В
том же году завязываются отношения Сомова с писателями пушкинского круга:
он становится сотрудником "Северных цветов" А.А. Дельвига, постоянным
вкладчиком "прозаической" части этого альманаха. Сомов выступает в нем не
только как прозаик- беллетрист, но и как критик, автор годичных обозрений
российской словесности. В 1829 г. он порвал с Булгариным, одиозная
репутация которого к этому времени окончательно определилась, и целиком
связал свою судьбу с изданиями Дельвига - "Северными цветами", а в
1830-1831 гг.- и "Литературной газетой".
Ко времени, когда Сомов пришел
в "Северные цветы", он был заметным
деятелем украинского землячества в Петербурге. Вероятно, на этой почве
возникло его знакомство с молодым Гоголем. Уже в 1829 г. в рецензии на
юношескую поэму Гоголя "Ганц Кюхельгартен" Сомов приветствовал вступление
на литературную арену "таланта, обещающего" будущего поэта. Именно в период
участия Сомова в изданиях Дельвига появилась в "Северных цветах" глава из
Стр.1