Биографическая библиотека Флорентия Павленкова
Биографический очерк Е. А. Соловьева
ОСИП СЕНКОВСКИЙ. <...> ЕГО ЖИЗНЬ И ЛИТЕРАТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
СОДЕРЖАНИЕ:
ГЛАВА I (Вместо предисловия)
ГЛАВА II
ГЛАВА III
ГЛАВА IV
ГЛАВА V
Источники
ГЛАВА I (Вместо предисловия)
Характеристика русской журналистики вообще. <...> Булгарин
Журналистика, хоть сколько-то напоминающая современную нам, выступила на сцену еще при
жизни императора Александра I, в двадцатых годах нашего столетия. <...> Конечно, это не единственное настроение двадцатых годов, но настроение господствующее,
завещанное первой половиной александровской эпохи, когда так легко верили и так весело, шутливо
жили. <...> Сами литературные нравы того времени так резко отличались от наших, что нужно особенное
усилие, чтобы составить о нем хотя бы приблизительное понятие. уж ни в коем случае литература не была
потребностью, и тем более необходимой потребностью, как в настоящее время. <...> Трудно сказать, в какой глухой переулок завело бы подобное направление, однако на сцену
выступила журналистика. <...> Кому же, как не журналистике, Россия обязана
тем, что в ней в настоящее время обретается такая масса читателей? <...> Масса
читателей нужна, необходима даже, чтобы вывести литературу из очарованного круга чисто эстетических
задач и идеалов и превратить писателя в общественного деятеля. <...> Во имя этой общедоступности, во имя
распространения и популяризации и работала всегда русская журналистика; и работала, надо отдать ей
полную справедливость, и энергично, и, в сущности, умело. <...> Двумя путями создавала она массу читателей: с одной стороны, предоставляя интересное,
разнообразное и доступное чтение, с другой, - популяризируя знания, воспитывая людей и подводя их
понемногу к тем высотам, до которых добрались художественная литература и наука. <...> Еще в
сороковых годах Белинский писал: "Наука у нас - слишком слабое и нежное растение, которому некогда <...>
Осип_Сенковский._Его_жизнь_и_литературная_деятельность.pdf
Биографическая библиотека Флорентия Павленкова
Биографический очерк Е. А. Соловьева
ОСИП СЕНКОВСКИЙ.
ЕГО ЖИЗНЬ И ЛИТЕРАТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
СОДЕРЖАНИЕ:
ГЛАВА I (Вместо предисловия)
ГЛАВА II
ГЛАВА III
ГЛАВА IV
ГЛАВА V
Источники
ГЛАВА I (Вместо предисловия)
Характеристика русской журналистики вообще. -Журналистика двадцатых и тридцатых годов.
- H.A. Полевой и "Московский телеграф". - Надеждин. - "Телескоп". - "Система" эпохи Николая I. -
Судьба интеллигентной мысли. - Цензурные строгости. - Запрещение "Телескопа". - Письмо Чаадаева. -
Булгарин
Журналистика, хоть сколько-то напоминающая современную нам, выступила на сцену еще при
жизни императора Александра I, в двадцатых годах нашего столетия. Русская мысль того времени
склонялась к оптимизму, к жизнерадостному настроению и полному примирению с окружающим.
Литература с замечательным талантом проводила эту точку зрения на жизнь, во имя которой работал и
Пушкин. Самое недовольство бытием принимало форму не лермонтовских проклятий, не
"романтических" взрывов негодования, а грустной элегии, поэтической меланхолии, которая служила
очень милым и красивым дополнением к господствовавшему эпикуреизму. То бурный и вакхический, как
в стихотворениях Языкова, то тихий и наивный, как у Жуковского, то с философским колоритом, с
признанием первенствующей роли за эстетическими наслаждениями, как у Пушкина, - этот эпикуреизм,
принимая различные формы, оставался верен самому себе, заставлял искать примирения с жизнью, и
действительно все деятели двадцатых годов в конце концов нашли его: Жуковский - в религии и
русофильстве, Пушкин - в творчестве, Языков - в покаянии и смирении личном, в гордости своей
родиной. Конечно, это не единственное настроение двадцатых годов, но настроение господствующее,
завещанное первой половиной александровской эпохи, когда так легко верили и так весело, шутливо
жили. Сами литературные нравы того времени так резко отличались от наших, что нужно особенное
усилие, чтобы составить о нем хотя бы приблизительное понятие. уж ни в коем случае литература не была
потребностью, и тем более необходимой потребностью, как в настоящее время. Большинство публики
смотрело на нее как на роскошь, сами писатели даже и не мечтали ставить перед ней какие-нибудь
практические цели. Поэты творили прежде всего для самих себя и охотно признавались, что искание
Стр.1