Дождь
Белая сирень
Тайна смерти
"Мы живем и мертвеем... <...> Старый месяц
Погасший вулкан
Воскресшие долины
Мгновение
Снежок
Туманы
Февраль
Городская весна
Старые письма
ПОЛИКСЕНА СЕРГЕЕВНА СОЛОВЬЕВА
(ALLEGRO)
1867-1924
Из детей знаменитого историка России Сергея Михайловича Соловьева,
помимо Поликсены Сергеевны, проявили себя в литературе два ее старших брата:
Владимир Соловьев, окававший на сестру огромное влияние, был известным
философом и поэтом, а Всеволод Соловьев - историческим романистом. <...> Поликсена
Сергеевна родилась в Москве, росла в интеллектуальной и строгой трудовой
атмосфере профессорской семьи, имела доступ к библиотеке отца и увлекалась
литературой и искусством. <...> Ранние стихи ее читал бывавший в семье гостем А.
А. Фет. <...> Печаталась с
семнадцати-восемнадцати
лет,
с
переездом
в 1895 году в Петербург
опубликовала, при содействии Н. К. Михайловского, стихи в журнале "Русское
богатство", затем выступала в "Вестнике Европы", "Мире божьем" и наиболее
часто в популярном "Журнале для всех". <...> Псевдоним Allegro (музыкальный
термин,
обозначающий
быстрый
темп исполнения), взятый ею, поэтесса
объясняла желанием как бы компенсировать сосредоточенную замкнутость своего
характера, недостававшую ей энергию. <...> Своей работы в литературе
для детей Соловьева (Allegro) не прекращает и после закрытия журнала. <...> Написанные главным образом от лица мужчины, стихи Соловьевой (Allegro)
традиционны
по форме, лишены резкой индивидуальности, полны печали и
меланхолии. <...> Кроме "Инея", наиболее известные сборники стихов Соловьевой (Allegro),
часто украшенные ее собственными вполне профессиональными рисунками, "Стихотворения" (1899), "Плакун-трава" (1909), "Вечер" (1914), "Последние
стихи" (1923). <...> * * *
День догорел, в изнеможенье
Вздыхая, ветер пролетел,
Пролепетал еще мгновенье И задремал и онемел. <...> Порой мгновенный ветер пронесется
И слышится в ветвях подобный морю шум,
Как будто старый лес откликнется, проснется
И от глубоких снов, и от заветных дум. <...> Как хорошо, забыв <...>
Стихотворения.pdf
Поликсена Сергеевна Соловьева
Стихотворения
----------------------------------------------------------------------------Русские
поэтессы XIX века / Сост. Н. В Банников
М.: Сов. Россия, 1979.
Дополнение:
Русские песни и романсы. "Классики и современники"
М.: Художественная литература, 1989
OCR Бычков М. Н. mailto: bmn@lib.ru
----------------------------------------------------------------------------СОДЕРЖАНИЕ
"День
догорел, в изнеможенье..."
"Какой покой глубокий, безмятежный..."
"В палящий зной над жаждущею нивой..."
Колокольчик
"Колеи мягко стелятся пыльные..."
"Снежным облаком летели..."
Дождь
Белая сирень
Тайна смерти
"Мы живем и мертвеем..."
"Спит река в бреду своих туманов..."
Старый месяц
Погасший вулкан
Воскресшие долины
Мгновение
Снежок
Туманы
Февраль
Городская весна
Старые письма
ПОЛИКСЕНА СЕРГЕЕВНА СОЛОВЬЕВА
(ALLEGRO)
1867-1924
Из детей знаменитого историка России Сергея Михайловича Соловьева,
помимо Поликсены Сергеевны, проявили себя в литературе два ее старших брата:
Владимир Соловьев, окававший на сестру огромное влияние, был известным
философом и поэтом, а Всеволод Соловьев - историческим романистом. Поликсена
Сергеевна родилась в Москве, росла в интеллектуальной и строгой трудовой
атмосфере профессорской семьи, имела доступ к библиотеке отца и увлекалась
литературой и искусством. Ранние стихи ее читал бывавший в семье гостем А.
А. Фет. Несколько лет Соловьева занималась в школе живописи, ваяния и
зодчества у И. М. Прянишникова и В. Д. Поленова, училась пению. Печаталась с
семнадцати-восемнадцати лет,
с переездом в 1895 году в Петербург
опубликовала, при содействии Н. К. Михайловского, стихи в журнале "Русское
богатство", затем выступала в "Вестнике Европы", "Мире божьем" и наиболее
часто в популярном "Журнале для всех". Псевдоним Allegro (музыкальный
термин,
обозначающий быстрый темп
исполнения), взятый ею, поэтесса
объясняла желанием как бы компенсировать сосредоточенную замкнутость своего
характера, недостававшую ей энергию. В Петербурге у Соловьевой завязываются
связи с поэтом Случевским (она бывала на его "пятницах"), с семейством
Блока, с Вяч. Ивановым, с Гиппиус и Мережковским. Семь лет, начиная с 1906
года, она вместе с писательницей Н. И. Манасеиной издает детский журнал
"Тропинка", при котором возникло и издательство. Своей работы в литературе
для детей Соловьева (Allegro) не прекращает и после закрытия журнала.
Написанные главным образом от лица мужчины, стихи Соловьевой (Allegro)
традиционны по форме, лишены резкой индивидуальности, полны печали и
меланхолии. Их, как отмечал поэт-демократ П. Якубович-Мельшин, окрашивают
"мысли, похожие на чувства, и чувства, похожие на мысли". Многие из
стихотворений Соловьевой как бы намеренно отстранены от грубой и пошлой
земной действительности - автор не хочет принять ее такой, какая она есть,
но неспособен выйти из круга отвлеченно-мистических представлений.
Стр.1