Владимир Соловьев
Великий спор и христианская политика
ОГЛАВЛЕНИЕ <...> ХРИСТИАНСТВО И РЕАКЦИЯ ВОСТОЧНОГО НАЧАЛА В ЕРЕСЯХ. <...> Возникший до христианства,
на время остановленный новою религией, затем опять возобновленный антихристианскою политикою в
самом христианском мире, этот пагубный спор может и должен быть окончательно решен истинно
христианскою политикою. <...> Как нравственность христианская имеет в виду осуществление царства Божия внутри отдельного
человека, так христианская политика должна подготовлять пришествие царства Божия для всего
человечества как целого, состоящего из больших частей -- народов, племен и государств. <...> И в общей жизни
человечества царство зла и раздора есть факт, но цель есть царство Божие, и к этой-то цели
посредствующий переход от дурной действительности называется христианскою политикою {Таким
образом, эта политика вовсе не есть утопия в порицательном смысле этого слова, то есть такая, которая
не хочет знать о дурной действительности и осуществляет свой идеал в пустом пространстве;
христианская политика, напротив, исходит из действительности и прежде всего хочет помочь против
действительного зла.} <...> И народ, желающий во что бы то ни стало сохранить душу свою в замкнутом и
исключительном национализме, потеряет ее, и только полагая всю душу свою в сверхнародное вселенское
дело Христово, народ сохранит ее. <...> Эта задача открывается ему не в рискованном преследовании низменных интересов, не в осуществлении
мнимой и самозваной миссии, а в исполнении исторической обязанности, соединяющей его со всеми
другими в общем вселенском деле. <...> Христианский принцип обязанности, или нравственного
служения, есть единственно состоятельный, единственно определенный и единственно полный,
или совершенный, принцип политической деятельности. <...> Далее, это есть
единственно определенный принцип: ибо, с одной стороны, интерес, выгода сами по себе <...>
Великий_спор_и_христианская_политика.pdf
Владимир Соловьев
Великий спор и христианская политика
ОГЛАВЛЕНИЕ
I. ВСТУПЛЕНИЕ. - ПОЛЬША И ВОСТОЧНЫЙ ВОПРОС
II. ВОСТОК И ЗАПАД В ДРЕВНЕМ МИРЕ. - ИСТОРИЧЕСКОЕ МЕСТО ХРИСТИАНСТВА
III. ХРИСТИАНСТВО И РЕАКЦИЯ ВОСТОЧНОГО НАЧАЛА В ЕРЕСЯХ. - СМЫСЛ
МУСУЛЬМАНСТВА
IV. РАЗДЕЛЕНИЕ ЦЕРКВЕЙ
V. ВИЗАНТИЗМ И РУССКОЕ СТАРОВЕРИЕ. НАРОДНОСТЬ В ЦЕРКВИ
VI. ПАПСТВО И ПАПИЗМ. СМЫСЛ ПРОТЕСТАНТСТВА
VII. ОБЩЕЕ ОСНОВАНИЕ ДЛЯ СОЕДИНЕНИЯ ЦЕРКВЕЙ
I
ВСТУПЛЕНИЕ. -- ПОЛЬША И ВОСТОЧНЫЙ ВОПРОС
Через всю жизнь человечества проходит великий спор Востока и Запада. Еще Геродот относит его
начало ко временам полуисторическим: первые проявления всемирной борьбы между Европой и Азией он
указывает в событиях баснословных -- в похищении финикиянами женщин из Аргоса и в похищении
Елены из Лакедемона сыном троянского Приама. От такой древности этот спор достиг до наших дней, и
доселе он глубоко разделяет человечество и мешает его правильной жизни. Возникший до христианства,
на время остановленный новою религией, затем опять возобновленный антихристианскою политикою в
самом христианском мире, этот пагубный спор может и должен быть окончательно решен истинно
христианскою политикою.
Как нравственность христианская имеет в виду осуществление царства Божия внутри отдельного
человека, так христианская политика должна подготовлять пришествие царства Божия для всего
человечества как целого, состоящего из больших частей -- народов, племен и государств.
Но прошедшая и настоящая политика действующих в истории народов имеет очень мало общего с
такою целью, а большею частью и прямо ей противоречит -- это факт бесспорный. В политике
христианских народов доселе царствует безбожная вражда и раздор, о царстве Божием здесь нет и
помину. Для многих этого достаточно: так оно есть, значит, так тому и быть. Нельзя, однако, выдержать
до конца такого преклонения перед фактом; ибо тогда пришлось бы преклоняться перед чумою и
холерою, которые также суть факты. Все достоинство человека в том, что он сознательно борется с
дурною действительностью ради лучшей цели. Господство болезни есть факт, но цель есть здоровье; и от
этого дурного факта к лучшей цели есть переход и посредство, называемое медициною. И в общей жизни
человечества царство зла и раздора есть факт, но цель есть царство Божие, и к этой-то цели
посредствующий переход от дурной действительности называется христианскою политикою {Таким
образом, эта политика вовсе не есть утопия в порицательном смысле этого слова, то есть такая, которая
не хочет знать о дурной действительности и осуществляет свой идеал в пустом пространстве;
христианская политика, напротив, исходит из действительности и прежде всего хочет помочь против
действительного зла.}.
Согласно общераспространенному мнению, каждый народ должен иметь свою собственную
политику, цель которой -- соблюдать исключительные интересы этого отдельного народа или
государства. В то время как представители европейской цивилизации, англичане или французы, действуя
исключительно в своих национальных интересах, самоуверенно кричат об этом на весь свет, как о деле
вполне пристойном и даже похвальном, раздаются иногда и у нас патриотические голоса, требующие,
чтобы мы не отставали в этом от других народов и также руководились бы в политике исключительно
своими национальными и государственными интересами, и всякое отступление от такой "политики
интереса" объявляется или глупостью, или изменою. Быть может, в таком взгляде есть недоразумение,
Стр.1