С.М. Соловьев
История России с древнейших времен
Том 7
Оригинал здесь: Библиотека Магистра
ОГЛАВЛЕНИЕ:
Глава первая. Внутренне состояние русского общества во времена Иоанна IV
Глава вторая. Царствование Федора Иоанновича
Глава третья. Продолжение царствования Федора Иоанновича
Глава четвертая. Продолжение царствования Федора Иоанновича
Глава пятая. Окончание царствования Федора Иоанновича
ГЛАВА ПЕРВАЯ
ВНУТРЕННЕЕ СОСТОЯНИЕ РУССКОГО ОБЩЕСТВА ВО ВРЕМЕНА ИОАННА IV
Титул царский. - Обычаи нового царского двора. - Состав двора. - Знатнейшие фамилии. - Княжеские
отчины. - Уменьшительные имена. - Местничество. - Кормление и служба. - Стрельцы, пушкари,
иноземцы. - Продовольствие войска. - Посоха. - Станичная и сторожевая служба. -Шляхта в Западной
России. - Козаки. - Финансы. - Областное управление. - Города. - Села. - Холопи. - Инородцы. -
Промышленность. - Торговля. - Физические бедствия. - Города в Западной России, крестьяне,
промышленность, торговля. - Церковь в Восточной и Западной России. - Новый судебник в Восточной
России. - Новый статут в Западной. - Народное право. - Нравы и обычаи в Восточной и Западной
России. - Литература. - Книгопечатание.
Если, по словам Герберштейна, еще великий князь Василий Иоаннович кончил то, что начато было
отцом его, и властию своею над подданными превосходил всех монархов в целом свете, то сын Василиев
вследствие изложенных выше обстоятельств сознал вполне свое значение, сознал свое отличие от тех
государей, которые выбраны многомятежною волею народною или к которым земля приписывается. Это
сознание Иоанна высказалось прежде всего в принятии титула царя и самодержца, во введении его в
постоянное употребление как внутри, так и вне, в старании оправдать это принятие, утвердить его на
исторических основах средствами, какие употреблялись в то время. Для придания титулу большей
торжественности Иоанн в начале его стал употреблять так называемое богословие: "Троице
пресущественная и пребожественная и преблагая праве верующим в тя истинным хрестьяном, дателю
премудрости, преневедомый и пресветлий крайний верх! Направи нас на истину твою и настави нас на
повеления твоя, да возглаголем о людех твоих по воле твоей. Сего убо бога нашего, в троице славимого,
милостию и хотением удрьжахом скипетр Российского царствия мы, великий государь, царь и великий
князь Иван Васильевич всея Русии самодержец, владимерский, московский, новгородский, царь
казанский, царь астраханский, государь псковский и великий князь смоленский, тверский, югорский,
пермьский, вятцкий, болгарский и иных, государь и великий князь Новгорода Низовские земли,
черниговский, резанский, полотцкий, ростовский, ярославский, белоозерский, удорский, обдорский,
кондинский, и всея Сибирские земли и Северные страны повелитель, и государь отчинный земли
Лифлянские и иных многих земель государь". Иоанну нравились пышные выражения грамот, которые
присылались ему восточными владетелями, и некоторые из этих выражений мы встречаем в его грамотах.
Что касается до обычаев нового царского двора, то обряды царской свадьбы при Иоанне ничем не
отличаются от обряда, который мы видели при свадьбе отца Иоаннова; замечательно, что на третьей и на
последней свадьбе царя на большом месте, или вместо отца (посаженным отцом), был у Иоанна меньшой
сын, царевич Феодор, а не старший, Иоанн, который был тысяцким: по всем вероятностям, причина
Стр.1