Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
.

История России с древнейших времен. Том 7

0   0
Первый авторСоловьев Сергей Михайлович
Издательство[Б.и.]
Страниц156
ID10883
Кому рекомендованоИстория России с древнейших времен
Соловьев, С.М. История России с древнейших времен. Том 7 : Очерк / С.М. Соловьев .— : [Б.и.], 1857 .— 156 с. — История .— URL: https://rucont.ru/efd/10883 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Внутренне состояние русского общества во времена Иоанна IV Глава вторая. <...> Окончание царствования Федора Иоанновича ГЛАВА ПЕРВАЯ ВНУТРЕННЕЕ СОСТОЯНИЕ РУССКОГО ОБЩЕСТВА ВО ВРЕМЕНА ИОАННА IV Титул царский. <...> Алексия; крещение царевны Анны происходило в Новодевичьем монастыре: и как родилась царевна, Иоанн приехал в Новодевичий монастырь и обложил храм св. <...> В описании приема польских послов во время малолетства Иоанна IV читаем: стояли у великого князя для бережения: на правой стороне - боярин князь Василий Васильевич Шуйский, а на левой - боярин и конюший князь Иван Федорович Оболенский-Овчина, да у князя Василья стояли Иван Иванович Андреевича Челяднин, ходил у великого князя в дяди место. <...> Но на собор 1566 года явились: бояре, окольничие, казначеи, печатник, чиновник, присутствующий у бояр в суде, думные дьяки, дворяне первой статьи, дворяне и дети боярские другой статьи. <...> Так, в начале приведенного соборного акта 1566 года встречаем только названия бояр, окольничих, казначеев, печатника, чиновника при боярском суде, думных дьяков, дворян первой и второй статьи; но в конце акта, пред прикладыванием рук, читаем: "Мы, государя своего царя и великого князя бояре и окольничие, и приказные люди, и дьяки на сей грамоте государю своему крест целовали и руки свои приложили. <...> Потом встречаются дворяне, которые "живут у государя с боярами"; далее встречаем названия: "бояре ближней Думы" и "дворяне ближней Думы"; наконец является и название думных дворян; при описании приема литовских послов, приезжавших от Батория для подтверждения Запольского перемирия, читаем: "От государя сидели бояре в большой лавке и окольничие, и дворяне думные, и казначеи, и дворяне сверстные; а на окольничем месте сидел окольничий Степан Васильевич Годунов и дворяне большие, и князья Черкасские и Тюменские". <...> Мы видели также дворян первой и второй статьи при описании собора 1566 года. <...> В 1552 году литовские <...>
История_России_с_древнейших_времен._Том_7.pdf
С.М. Соловьев История России с древнейших времен Том 7 Оригинал здесь: Библиотека Магистра ОГЛАВЛЕНИЕ:  Глава первая. Внутренне состояние русского общества во времена Иоанна IV  Глава вторая. Царствование Федора Иоанновича  Глава третья. Продолжение царствования Федора Иоанновича  Глава четвертая. Продолжение царствования Федора Иоанновича  Глава пятая. Окончание царствования Федора Иоанновича ГЛАВА ПЕРВАЯ ВНУТРЕННЕЕ СОСТОЯНИЕ РУССКОГО ОБЩЕСТВА ВО ВРЕМЕНА ИОАННА IV Титул царский. - Обычаи нового царского двора. - Состав двора. - Знатнейшие фамилии. - Княжеские отчины. - Уменьшительные имена. - Местничество. - Кормление и служба. - Стрельцы, пушкари, иноземцы. - Продовольствие войска. - Посоха. - Станичная и сторожевая служба. -Шляхта в Западной России. - Козаки. - Финансы. - Областное управление. - Города. - Села. - Холопи. - Инородцы. - Промышленность. - Торговля. - Физические бедствия. - Города в Западной России, крестьяне, промышленность, торговля. - Церковь в Восточной и Западной России. - Новый судебник в Восточной России. - Новый статут в Западной. - Народное право. - Нравы и обычаи в Восточной и Западной России. - Литература. - Книгопечатание. Если, по словам Герберштейна, еще великий князь Василий Иоаннович кончил то, что начато было отцом его, и властию своею над подданными превосходил всех монархов в целом свете, то сын Василиев вследствие изложенных выше обстоятельств сознал вполне свое значение, сознал свое отличие от тех государей, которые выбраны многомятежною волею народною или к которым земля приписывается. Это сознание Иоанна высказалось прежде всего в принятии титула царя и самодержца, во введении его в постоянное употребление как внутри, так и вне, в старании оправдать это принятие, утвердить его на исторических основах средствами, какие употреблялись в то время. Для придания титулу большей торжественности Иоанн в начале его стал употреблять так называемое богословие: "Троице пресущественная и пребожественная и преблагая праве верующим в тя истинным хрестьяном, дателю премудрости, преневедомый и пресветлий крайний верх! Направи нас на истину твою и настави нас на повеления твоя, да возглаголем о людех твоих по воле твоей. Сего убо бога нашего, в троице славимого, милостию и хотением удрьжахом скипетр Российского царствия мы, великий государь, царь и великий князь Иван Васильевич всея Русии самодержец, владимерский, московский, новгородский, царь казанский, царь астраханский, государь псковский и великий князь смоленский, тверский, югорский, пермьский, вятцкий, болгарский и иных, государь и великий князь Новгорода Низовские земли, черниговский, резанский, полотцкий, ростовский, ярославский, белоозерский, удорский, обдорский, кондинский, и всея Сибирские земли и Северные страны повелитель, и государь отчинный земли Лифлянские и иных многих земель государь". Иоанну нравились пышные выражения грамот, которые присылались ему восточными владетелями, и некоторые из этих выражений мы встречаем в его грамотах. Что касается до обычаев нового царского двора, то обряды царской свадьбы при Иоанне ничем не отличаются от обряда, который мы видели при свадьбе отца Иоаннова; замечательно, что на третьей и на последней свадьбе царя на большом месте, или вместо отца (посаженным отцом), был у Иоанна меньшой сын, царевич Феодор, а не старший, Иоанн, который был тысяцким: по всем вероятностям, причина
Стр.1