С.М. Соловьев
Взгляд на историю установления государственного порядка в России до Петра Великого
Соловьев С. М. Чтения и рассказы по истории России. / Сост. и вступ. ст. С. С. Дмитриева; Комм.
С. С. Дмитриева и Л. П. Дойниковой.--М.: Правда, 1989.
OCR Бычков М. Н.
ПУБЛИЧНЫЕ ЛЕКЦИИ
ЧТЕНИЕ ПЕРВОЕ
Если к каждому частному человеку можно обратиться с вопросом: "Скажи нам, с кем ты знаком, и
мы скажем тебе, кто ты таков",-- то к целому народу можно обратиться со следующими словами:
"Расскажи нам свою историю, и мы скажем тебе, кто ты таков". В настоящее время, когда у нас
обнаружилась такая сильная потребность познать свое прошедшее, познать, кто мы таковы, я не решился
занять ваше внимание изложением событий внешней отечественной истории, но счел более приличным
представить в сжатом очерке важнейшую сторону нашей внутренней истории, именно постепенное
установление государственного порядка, или, как выражались наши предки, наряда в Русской земле.
Где, при каких природных влияниях действовал народ и с какими чужими народами и
государствами изначала и преимущественно должен был иметь дело -- вот первые вопросы в истории
каждого народа.
Задолго до начала нашего летосчисления знаменитый грек, которого зовут отцом истории, посетил
нынешнюю Южную Россию: верным взглядом взглянул он на нашу страну, на племена, в ней живущие, и
записал в своей бессмертной книге, что племена эти ведут образ жизни, какой указала им природа страны.
Прошло много веков, несколько раз племена сменились одни другими, образовалось могущественное
государство; но явление, замеченное Геродотом, остается по-прежнему в силе: ход событий постоянно
подчиняется природным условиям1.
Перед нами обширная равнина: на огромном расстоянии от Белого моря до Черного и от
Балтийского до Каспийского путешественник не встретит никаких сколько-нибудь значительных
возвышений, не заметит резких переходов. Однообразие природных форм ослабляет областные
привязанности, ведет народонаселение к однообразным занятиям; однообразность занятий производит
однообразие в обычаях, нравах, верованиях; одинаковость нравов, обычаев и верований исключает
враждебные столкновения; одинакие потребности указывают одинакие средства к их удовлетворению,-- и
равнина, как бы ни была обширна, как бы ни было вначале разноплеменно ее население, рано или поздно
станет областью одного государства: отсюда понятна обширность русской государственной области,
однообразие частей и крепкая связь между ними.
Однообразна природа великой восточной равнины, не поразит она путешественника чудесами;
одно только поразило в ней наблюдательного Геродота. "В Скифии,-- говорит он,-- нет ничего
удивительного, кроме рек, ее орошающих: они велики и многочисленны". В самом деле, обширному
пространству древней Скифии соответствуют исполинские системы рек, которые почти переплетаются
между собою и составляют таким образом по всей стране водную сеть, из которой народонаселению
трудно было высвободиться для особой жизни. Как везде, так и у нас, реки служили проводницами
первому народонаселению, по ним сели племена, на них явились первые города; так как самые большие
из них текут на восток или юго-восток, то этим условилось и преимущественное распространение русской
государственной области в означенную сторону; реки много содействовали единству народному и
государственному, и при всем том особые речные системы определяли вначале особые системы областей,
княжеств. Так, по четырем главным речным системам Русская земля разделялась в древности на четыре
главные части: первую составляла озерная область Новгородская, вторую -- область Западной Двины, т. е.
область Кривская, или Полоцкая, третью -- область Днепра, т. е. область древней собственной Руси,
четвертую -- область Верхней Волги, область Ростовская.
Великая равнина открыта на юго-восток, соприкасается непосредственно с степями Средней Азии:
толпы кочевых народов с незапамятных пор проходят в широкие ворота между Уральским хребтом и
Стр.1