Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 482101)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента

Соловьев — человек, историк

0   0
Первый авторДмитриев
Страниц12
ID10865
АннотацияОб авторе (Соловьев Сергей Михайлович).
Кому рекомендованоОб авторе
Дмитриев, С.С. Соловьев — человек, историк : Статья / С.С. Дмитриев .— 1989 .— 12 с. — Критика

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Существенно значимы для постижения человека и историка обстановка, условия его детства, отрочества и юности. <...> Москва, России дочь любима", полноводные русские реки -- Волга, Ока, Волхов, славные города срединной России: Ростов, Ярославль, Тверь, Коломна, Новгород, Псков -- вот родные, с юности близкие места будущего историка. <...> Впечатления от них, живое общение с местным людом -духовными особами, лицами купеческого, мещанского сословий, с разночинцами, с крестьянами, нередко уже приобыкшими к городским запросам,-- вот что окружало и наполняло молодую душу картинами российской жизни двадцатых--тридцатых годов прошлого столетия. <...> В училищных стенах, в служебной квартире жила семья его отца. <...> Михаил Васильевич Соловьев, отец будущего историка, принадлежал к духовному сословию. <...> Он вызволил отца из сельской глуши и пристроил в дом графа И. А. Остермана, жившего в отставке в первопрестольной столице. <...> Только сдавать экзамены он должен был в духовном училище. <...> Поездки на экзамены и обстановка там мучили ученика: все в училище выглядело бедным, неопрятным; учителя поражали грубостью. <...> В семье, в домашнем уюте, от отца и матери, да еще от двоих "самых близких и любимых существ" -- бабушки и няни -- мальчик получил много доброго. <...> Добралась до родных краев, повидалась на тульской земле с матерью. <...> }. Подобные поездки имели важное значение для души будущего историка. <...> Он не только любил читать о путешествиях, вообще географическую литературу, но и сам уже взрослым, при всей занятости, охотно при случае ездил и по России, и по землям Западной Европы. <...> Между книгами отцовскими я нашел всеобщую историю Басалаева, и эта книга стала моею любимицею: я с нею не расставался, прочел ее от доски до доски бесконечное число раз; особенно прельстила меня римская история <...> <...> Единовременно, кажется, с Милотом,-- вспоминал историк,-- попала мне в руки и история Карамзина: до тринадцати лет, то есть до поступления моего в гимназию, я прочел ее не менее <...>
Соловьев_—_человек,_историк.pdf
С. С. Дмитриев Соловьев -- человек, историк Соловьев С. М. Чтения и рассказы по истории России. / Сост. и вступ. ст. С. С. Дмитриева; Комм. С. С. Дмитриева и Л. П. Дойниковой.--М.: Правда, 1989. OCR Бычков М. Н. Обширному кругу наших современников мало знакомы судьбы и взгляды историков России. Биографии и труды немногих из них обстоятельно изучены. Немало написано о В. Н. Татищеве, Н. М. Карамзине, В. О. Ключевском. Не так обстоит дело с С. М. Соловьевым, изборник сочинений которого в руках читателя. Нужно предварить чтение этих сочинений очерком жизни -- трудов и дней Соловьева. Кто он и откуда? Из какой семьи и среды вышел? Где учился? Как образовывалась его личность? Чему и как сам учил? Как жил и работал? Далее: каковы мысли ученого об истории, особенно об истории России? Что из его духовного наследия вошло в русскую культуру и остается в общественной памяти? Существенно значимы для постижения человека и историка обстановка, условия его детства, отрочества и юности. "Москва, России дочь любима", полноводные русские реки -- Волга, Ока, Волхов, славные города срединной России: Ростов, Ярославль, Тверь, Коломна, Новгород, Псков -- вот родные, с юности близкие места будущего историка. Впечатления от них, живое общение с местным людом -духовными особами, лицами купеческого, мещанского сословий, с разночинцами, с крестьянами, нередко уже приобыкшими к городским запросам,-- вот что окружало и наполняло молодую душу картинами российской жизни двадцатых--тридцатых годов прошлого столетия. Родился Сергей Михайлович Соловьев 5 (по н. ст. 17) мая 1820 года в Москве в семье священника и законоучителя (то есть преподавателя закона божия) Московского коммерческого училища. В училищных стенах, в служебной квартире жила семья его отца. Михаил Васильевич Соловьев, отец будущего историка, принадлежал к духовному сословию. "Родня отца моего, священники, дьяконы, дьячки оставались в селах..." {Соловьев С. М. Избранные труды. Записки. М., 1983, с. 241. Далее -- Записки, с указанием страниц по данному изданию.}. Помог отцу выбраться в город, вероятно, влиятельный московский митрополит Платон Левшин. Он вызволил отца из сельской глуши и пристроил в дом графа И. А. Остермана, жившего в отставке в первопрестольной столице. Для того времени это был хорошо образованный священник: свободно говорил по-французски, знал древнегреческий, имел небольшое собрание книг. В московском дворянскочиновном обществе был принят, неизменно благодушен и разговорчив. Женился М. В. Соловьев на дочери небольшого чиновника, добравшегося до дворянского звания, Е. И. Шатровой. В детстве она осталась сиротой; помог воспитать и выходить ее дядя, занимавший высокий пост ярославского и ростовского архиерея. Считая себя особой светской, по отцу дворянкой, она тяготела к светским людям, людей из духовенства не жаловала. Именно мать внушала сыну "отвращение от духовного звания, желание как можно скорее выйти из него, поступить в светское училище" (Записки, с. 241). Однако отец по заведенному в семьях белого духовенства обычаю записал восьмилетнего мальчика в Московское духовное училище. При этом оговорено было, что жить мальчик будет дома, в семье, отец сам будет его учить закону божию, греческому и латинскому языкам; по другим предметам ученик будет ходить в классы Коммерческого училища. Только сдавать экзамены он должен был в духовном училище. Поездки на экзамены и обстановка там мучили ученика: все в училище выглядело бедным, неопрятным; учителя поражали грубостью. В Коммерческом училище учили тоже плохо. Но тут был свой плюс: мальчик мог доставать книги и всласть предаваться чтению. Страсть к чтению рано овладела им. Отец, сам педагог, видел, что нет прока в дальнейшем пребывании сына в этих училищах. Решено было выписать сына из духовного звания и отправить в гимназию. В семье, в домашнем уюте, от отца и матери, да еще от двоих "самых близких и любимых существ" -- бабушки и няни -- мальчик получил много доброго. Сам историк, вспоминая свои ранние годы, полагал, что няня -- для мальчика Марьюшка, для взрослых в доме Марья-нянька -- немало повлияла на формирование его характера. Простая, добрая, многое на своем веку повидавшая, рассказчица, она стала во многом наставницей для своего питомца. Родилась няня в помещичьей деревне Тульской губернии. Девочкой, когда ее родители работали в поле, приказчик продал ее купцам. Те перепродали ее в Астраханскую губернию, в Черный Яр, тоже купцу. "Рассказы об этой дальней стороне, которой природа так резко отлична от нашей, о Волге, о
Стр.1