С. С. Дмитриев
Соловьев -- человек, историк
Соловьев С. М. Чтения и рассказы по истории России. / Сост. и вступ. ст. С. С. Дмитриева; Комм.
С. С. Дмитриева и Л. П. Дойниковой.--М.: Правда, 1989.
OCR Бычков М. Н.
Обширному кругу наших современников мало знакомы судьбы и взгляды историков России.
Биографии и труды немногих из них обстоятельно изучены. Немало написано о В. Н. Татищеве, Н. М.
Карамзине, В. О. Ключевском. Не так обстоит дело с С. М. Соловьевым, изборник сочинений которого в
руках читателя.
Нужно предварить чтение этих сочинений очерком жизни -- трудов и дней Соловьева. Кто он и
откуда? Из какой семьи и среды вышел? Где учился? Как образовывалась его личность? Чему и как сам
учил? Как жил и работал? Далее: каковы мысли ученого об истории, особенно об истории России? Что из
его духовного наследия вошло в русскую культуру и остается в общественной памяти?
Существенно значимы для постижения человека и историка обстановка, условия его детства,
отрочества и юности. "Москва, России дочь любима", полноводные русские реки -- Волга, Ока, Волхов,
славные города срединной России: Ростов, Ярославль, Тверь, Коломна, Новгород, Псков -- вот родные, с
юности близкие места будущего историка. Впечатления от них, живое общение с местным людом -духовными
особами, лицами купеческого, мещанского сословий, с разночинцами, с крестьянами,
нередко уже приобыкшими к городским запросам,-- вот что окружало и наполняло молодую душу
картинами российской жизни двадцатых--тридцатых годов прошлого столетия.
Родился Сергей Михайлович Соловьев 5 (по н. ст. 17) мая 1820 года в Москве в семье
священника и законоучителя (то есть преподавателя закона божия) Московского коммерческого
училища. В училищных стенах, в служебной квартире жила семья его отца.
Михаил Васильевич Соловьев, отец будущего историка, принадлежал к духовному сословию.
"Родня отца моего, священники, дьяконы, дьячки оставались в селах..." {Соловьев С. М. Избранные
труды. Записки. М., 1983, с. 241. Далее -- Записки, с указанием страниц по данному изданию.}. Помог
отцу выбраться в город, вероятно, влиятельный московский митрополит Платон Левшин. Он вызволил
отца из сельской глуши и пристроил в дом графа И. А. Остермана, жившего в отставке в
первопрестольной столице. Для того времени это был хорошо образованный священник: свободно
говорил по-французски, знал древнегреческий, имел небольшое собрание книг. В московском дворянскочиновном
обществе был принят, неизменно благодушен и разговорчив.
Женился М. В. Соловьев на дочери небольшого чиновника, добравшегося до дворянского звания,
Е. И. Шатровой. В детстве она осталась сиротой; помог воспитать и выходить ее дядя, занимавший
высокий пост ярославского и ростовского архиерея. Считая себя особой светской, по отцу дворянкой,
она тяготела к светским людям, людей из духовенства не жаловала. Именно мать внушала сыну
"отвращение от духовного звания, желание как можно скорее выйти из него, поступить в светское
училище" (Записки, с. 241).
Однако отец по заведенному в семьях белого духовенства обычаю записал восьмилетнего
мальчика в Московское духовное училище. При этом оговорено было, что жить мальчик будет дома, в
семье, отец сам будет его учить закону божию, греческому и латинскому языкам; по другим предметам
ученик будет ходить в классы Коммерческого училища. Только сдавать экзамены он должен был в
духовном училище. Поездки на экзамены и обстановка там мучили ученика: все в училище выглядело
бедным, неопрятным; учителя поражали грубостью. В Коммерческом училище учили тоже плохо. Но тут
был свой плюс: мальчик мог доставать книги и всласть предаваться чтению. Страсть к чтению рано
овладела им. Отец, сам педагог, видел, что нет прока в дальнейшем пребывании сына в этих училищах.
Решено было выписать сына из духовного звания и отправить в гимназию.
В семье, в домашнем уюте, от отца и матери, да еще от двоих "самых близких и любимых
существ" -- бабушки и няни -- мальчик получил много доброго. Сам историк, вспоминая свои ранние
годы, полагал, что няня -- для мальчика Марьюшка, для взрослых в доме Марья-нянька -- немало
повлияла на формирование его характера. Простая, добрая, многое на своем веку повидавшая,
рассказчица, она стала во многом наставницей для своего питомца.
Родилась няня в помещичьей деревне Тульской губернии. Девочкой, когда ее родители работали
в поле, приказчик продал ее купцам. Те перепродали ее в Астраханскую губернию, в Черный Яр, тоже
купцу. "Рассказы об этой дальней стороне, которой природа так резко отлична от нашей, о Волге, о
Стр.1