Религиозная борьба, поднявшая Русь против Польши в XVI веке, повела во второй половине XVI 11-го
к знаменитому вопросу о диссидентах, игравшему такую роль в истории падения Польши. <...> Восточная Пруссия стала польским
леном, западная - польскою провинцией. <...> Страны эти приняли протестантизм, и Восточная Пруссия
сделалась через это светским герцогством, которое скоро после того досталось курфирстам
Бранденбургским. <...> Западная Пруссия, которой горожане и дворянство большею частью были протестантами, приняла
относительно короля Сигизмунда положение, подобное положению Нидерландов относительно Филиппа
II; враждебное отношение провинции к королевству, немецкого языка к польскому было усилено
враждою религиозной, здесь победа католической реакции повлекла бы за собою непосредственно
падение немецкого элемента. <...> Курфирстам Бранденбургским удалось принудить Польшу отказаться от
своих ленных прав, и Восточная Пруссия стала самостоятельным государством. <...> Естественно, что некоторые поляки должны
были прийти к мысли, что единственным средством спасения для их отечества было преобразование
правительственных форм; с этой мыслию вступил на престол король Станислав-Август Понятовский,
который хотел быть для Польши тем же, чем его знаменитые соседи - Екатерина, Фридрих, Иосиф - были
для своих государств. <...> Чтобы понять преобразовательные попытки в Польше во второй половине XVIII века, мы должны
обратиться к устройству республики, в каком застал ее Станислав-Август. <...> Шляхта, собиравшаяся на провинциальные сеймы (сеймики),
выбирала послов на большой сейм, давала им наказы, и по возвращении с сейма они обязаны были
отдавать отчет избирателям своим. <...> Сейм собирался каждые два года сам собою. <...> Для сеймового решения
необходимо было единогласие: каждый посол мог сорвать сейм, уничтожить его решения,
провозгласивши свое несогласие (veto) с ними: знаменитое право, известное <...>
История_падения_Польши.pdf
С.М. Соловьев
История падения Польши
Текст подготовлен Эдуардом Фрелихом.
Использована электронная версия книги с сайта Rus-Sea
Оригинал здесь: Сайт "Истории России"
Оглавление:
Глава I.
Глава II.
Глава III.
Глава IV.
Глава V.
Глава VI.
Глава VII.
Глава VIII.
Глава IX.
Глава X.
Глава XI.
Глава XII.
Сноски.
История падения Польши
ГЛАВА I
В 1620 году католицизм праздновал великую победу: страна, в которой некогда было высоко поднято
знамя восстания против него во имя славянской народности,- страна, которая и теперь вздумала было
восстановить свою самостоятельность вследствие религиозного движения,- Богемия была залита кровию;
десятки тысяч народа покидали родину; иезуит мог на свободе жечь чешские книги и служить латинскую
обедню. Теперь оставались только два самостоятельных славянских государства в Европе - Россия и
Польша; но и между ними история уже постановила роковой вопрос, при решении которого одно из них
должно было окончить свое политическое бытие. В том самом 1620 году, столь памятном в истории
славян, в истории борьбы их с католицизмом[1], на Польском сейме волынский депутат, описывая
нестерпимые гонения, которые русский народ в польских областях терпел за свою веру, закончил так
свою речь: "Уже двадцать лет на каждом сеймике, на каждом сейме горькими слезами молим, но
вымолить не можем, чтобы оставили нас при правах и вольностях наших. Если и теперь желание наше не
Стр.1