Е.Шмурло
Соловьев Сергей Михайлович
Оригинал здесь: Русский биографический словарь.
(статья из Энциклопедии Брокгауза и Ефрона)
Соловьев (Сергей Михайлович) - знаменитый историк, родился в Москве 5 мая 1820 г., умер 4
октября 1879 г. тоже в Москве, где протекала вся его жизнь, где он учился (в коммерческом училище, 1-й
гимназии и университете), служил и работал. Семья (отец его был священником) воспитала в С. глубокое
религиозное чувство, сказавшееся позже в том значении, какое он придавал в исторической жизни
народов религии вообще и в применении к России, православию в частности. Уже в детстве С. любил
историческое чтение: до 13 лет он перечитал историю Карамзина не менее 12 раз; увлекался также и
описаниями путешествий, сохранив интерес к ним до конца жизни. Университетские годы (1838 - 1842)
на I отделении философского факультета прошли у С. под сильным влиянием не Погодина , читавшего
излюбленный предмет С. - русскую историю, - а Грановского . Преподаванием первого синтетический
ум С. не удовлетворился: внутренней связи явлений оно не вскрывало. Красоту описаний Карамзина, на
что Погодин особенно обращал внимание слушателей, С. уже перерос; фактическая сторона курса давала
мало нового, и С. на лекциях нередко подсказывал Погодину, дополняя его указания своими. Курс
Грановского внушил С. сознание необходимости изучать русскую историю в тесной связи с судьбой
других народностей и в широкой рамке духовной жизни вообще: интерес к вопросам религий, права,
политики, этнографии и литературы руководил С. в течение всей его научной деятельности. В
университете С. одно время сильно увлекался Гегелем и "на несколько месяцев сделался протестантом";
но, говорит он, "отвлеченность была не по мне", "я родился историком". Книга Эверса : "Древнейшее
право Руссов", излагавшая взгляд на родовое устройство древних русских племен, составила, по словам
самого С., "эпоху в его умственной жизни, ибо Карамзин наделял одними фактами, ударял только на
чувство", а "Эверс ударил на мысль, заставил думать над русской историей". Два года заграничной
жизни (1842 - 1844) в качестве домашнего учителя в семье гр. Строганова дали С. возможность слушать
профессоров в Берлине, Гейдельберге и Париже, свести в Праге знакомство с Ганкой, Палацким и
Шафариком и вообще всмотреться в строй европейской жизни. В 1845 г. С. блестяще защитил
магистерскую диссертацию "Об отношениях Новгорода к великим князьям" и занял в Московском
университете кафедру русской истории, остававшуюся вакантной после ухода Погодина. Работа о
Новгороде сразу выдвинула С. как крупную научную силу с оригинальным умом и самостоятельными
воззрениями на ход русской исторической жизни. Вторая работа С. - "История отношений между
русскими князьями Рюрикова дома" (Москва, 1847) - доставила С. степень доктора русской истории,
окончательно установив за ним репутацию первоклассного ученого. Кафедру русской истории в
Московском университете С. занимал (за исключением небольшого перерыва) в течение более 30 лет;
был избираем в деканы и ректоры. В лице С. Московский университет имел всегда горячего поборника
научных интересов, свободы преподавания и автономии университетского строя. Выросши в эпоху
напряженной борьбы так называемых славянофилов и западников, С. навсегда сохранил чуткость и
отзывчивость к явлениям современной ему политической и общественной жизни. Даже в чисто научных
трудах при всей объективности и соблюдении строго критических приемов Соловьев обыкновенно
всегда стоял на почве живой действительности; его научность никогда не носила отвлеченного
кабинетного характера. Держась известных принципов, С. чувствовал потребность не только следовать
им самому, но и пропагандировать их; отсюда выдающиеся по благородному пафосу страницы в его
книгах, наставительный оттенок в его университетских лекциях. В пору студенчества и за границей -
говорит он о себе - "я был жаркий славянофил, и только пристальное занятие русской историей спасло
меня от славянофильства и ввело мой патриотизм в должные пределы". Позже, примкнув к западникам,
С. не порвал, однако, с славянофилами, с которыми его сближали одинаковые воззрения на религию и
вера в историческое призвание русского народа. Идеалом С. была твердая самодержавная власть в
тесном союзе с лучшими силами народа. Огромная начитанность, глубина и разносторонность знания,
широта мысли, спокойный ум и цельность миросозерцания составляли отличительные черты С. как
ученого; они же обусловливали и характер его университетского преподавания. Лекции С. не поражали
красноречием, но в них чувствовалась необыкновенная сила; они брали не блеском изложения, а
сжатостью, твердостью убеждения, последовательностью и ясностью мысли (Бестужев-Рюмин ).
Тщательно продуманные, они всегда вызывали на размышление. "С. давал слушателю удивительно
Стр.1