Т. В. Мисникевич
Международная конференция "Федор Сологуб и мировая культура"
Русская литература, No 3, 2003
OCR Бычков М. Н. <...> 3--4 марта 2003 года в Институте русской литературы (Пушкинский Дом) РАН состоялась
Международная конференция "Федор Сологуб и мировая культура", приуроченная к 140-летию со дня
рождения писателя. <...> Встреча отечественных и зарубежных исследователей, интересующихся творческим
наследием Сологуба, проходила в Пушкинском Доме уже во второй раз: в октябре 1998 года в его стенах
проводилась конференция "Творчество Федора Сологуба. <...> Первая Международная
Сологубовская конференция состоялась в сентябре 1991 года в Бергамо (Италия). <...> Со вступительным словом выступил директор Пушкинского Дома, чл.-корр. <...> Он подчеркнул, что мы только сейчас приближаемся к пониманию подлинного места и роли Сологуба в
русской и мировой литературе. <...> Первое заседание конференции открылось докладом А. В. Лаврова (С.-Петербург) о
праздновании 40-летнего юбилея творческой деятельности Сологуба, состоявшемся 11 февраля 1924
года в Александрийском театре. <...> Следующие два доклада были посвящены проблеме жанровых особенностей трилогии Сологуба
"Творимая легенда". <...> Б.Ф.Егоров (С.-Петербург) отметил утопические черты романа, выявляющиеся на
фоне утопий начала XX века, в частности "Республики Южного Креста" В. Брюсова <...> Н. И. Рублева
(Вологда) рассмотрела "Творимую легенду" в контексте истории "нового романа". <...> Лепехина (С.-Петербург) "Инспектор народных училищ Ардальон Борисович
Передонов" был посвящен педагогическим реалиям романа "Мелкий бес". <...> Основная сюжетная линия
романа -- стремление главного героя стать инспектором народных училищ -- не привлекала внимания
исследователей, несмотря на значимость этой должности не только для Передонова, но и для самого Ф.
К. Тетерникова. <...> Вся его педагогическая деятельность проходила на государственной службе в
Министерстве народного образования. <...> Учитывая, что Тетерников работал в сфере низшего и
учительского <...>
Международная_конференция_Федор_Сологуб_и_мировая_культура.pdf
Т. В. Мисникевич
Международная конференция "Федор Сологуб и мировая культура"
Русская литература, No 3, 2003
OCR Бычков М. Н.
3--4 марта 2003 года в Институте русской литературы (Пушкинский Дом) РАН состоялась
Международная конференция "Федор Сологуб и мировая культура", приуроченная к 140-летию со дня
рождения писателя. Встреча отечественных и зарубежных исследователей, интересующихся творческим
наследием Сологуба, проходила в Пушкинском Доме уже во второй раз: в октябре 1998 года в его стенах
проводилась конференция "Творчество Федора Сологуба. Проблемы изучения". Первая Международная
Сологубовская конференция состоялась в сентябре 1991 года в Бергамо (Италия).
Со вступительным словом выступил директор Пушкинского Дома, чл.-корр. РАН Н. Н. Скатов.
Он подчеркнул, что мы только сейчас приближаемся к пониманию подлинного места и роли Сологуба в
русской и мировой литературе.
Первое заседание конференции открылось докладом А. В. Лаврова (С.-Петербург) о
праздновании 40-летнего юбилея творческой деятельности Сологуба, состоявшемся 11 февраля 1924
года в Александрийском театре. Докладчик рассказал о юбилейном вечере, в котором принимали участие
А. Л. Волынский, А. А. Ахматова, Е. И. Зямятин, Б. М. Эйхенбаум и др., и его значении для творческой
интеллигенции в послереволюционные годы.
Следующие два доклада были посвящены проблеме жанровых особенностей трилогии Сологуба
"Творимая легенда". Б.Ф.Егоров (С.-Петербург) отметил утопические черты романа, выявляющиеся на
фоне утопий начала XX века, в частности "Республики Южного Креста" В. Брюсова. Н. И. Рублева
(Вологда) рассмотрела "Творимую легенду" в контексте истории "нового романа".
Доклад М. П. Лепехина (С.-Петербург) "Инспектор народных училищ Ардальон Борисович
Передонов" был посвящен педагогическим реалиям романа "Мелкий бес". Основная сюжетная линия
романа -- стремление главного героя стать инспектором народных училищ -- не привлекала внимания
исследователей, несмотря на значимость этой должности не только для Передонова, но и для самого Ф.
К. Тетерникова. Вся его педагогическая деятельность проходила на государственной службе в
Министерстве народного образования. Учитывая, что Тетерников работал в сфере низшего и
учительского образования, его служебную карьеру (выход в 44 года в отставку в чине надворного
советника) следует признать исключительно удачной. На рубеже XIX--XX веков в педагогической
публицистике был затронут вопрос контроля за низшим образованием, в частности о значимости роли
инспектора народных училищ, и "Мелкий бес" можно считать последним словом в этой дискуссии. В
этой связи особый интерес вызывает намерение Сологуба опубликовать роман в журнале "Наблюдатель",
издатель которого А. П. Пятковский принимал участие в данной полемике. Едва ли Сологубу были
известны обстоятельства личной жизни Пятковского (замкнутый образ жизни, совместное проживание с
сестрой, навязчивая боязнь отравления), но тем понятнее отказ последнего от публикации "Мелкого
беса", в главном герое которого он вполне мог усмотреть карикатуру на самого себя.
М. М. Павлова (С.-Петербург) в докладе "С "подсказки" Пушкина: "Мелкий бес" как
"пушкинский" текст русской прозы" отметила, что выдвижение на первый план в качестве основного
литературного источника романа "Сказки для детей" и поэмы "Демон" Лермонтова представляется
недостаточно мотивированным. Выявленные в работах современных исследователей разнообразные
реминисценции из пушкинских текстов отнюдь не исчерпывают тему "Пушкин в романе "Мелкий бес"".
Ее можно продолжить и несколько скорректировать с помощью ранее не учтенного материала из архива
писателя. Сделанные Сологубом заметки о Пушкине позволяют заключить, что из всех имеющихся в
романе перекличек с образами и сюжетами русской литературы наиболее существенными для понимания
авторского замысла являются параллели с пушкинскими текстами.
Н. А. Богомолов (Москва) выступил с докладом "Ф. Сологуб в кругу журнала "Золотое руно"".
Используя неопубликованные материалы из архива Сологуба, докладчик проследил историю отношений
писателя с редакцией издательства и журнала "Золотое руно" в период 1906--1909 годов в контексте
внутрисимволистских разногласий и ряда острых конфликтов, возникавших вокруг журнала в связи с
редакционной политикой.
Ульрих Шмид (Цюрих) в докладе "Я -- основа всех вещей" остановился на источниках
Стр.1