Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634655)
Контекстум
.

Стихотворения

0   0
Первый авторСологуб Федор
Издательство[Б.и.]
Страниц7
ID10817
Кому рекомендованоСтихотворения
Сологуб, Ф. Стихотворения : Статья / Ф. Сологуб .— : [Б.и.], 1927 .— 7 с. — Поэзия .— URL: https://rucont.ru/efd/10817 (дата обращения: 23.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» Федор Сологуб Стихотворения "Не склоняйся пред судьбою... <...> Первым из русских символистов достигший всероссийской известности (во второй половине 1900-х годов имя Сологуба соперничало но популярности с именами М. Горького <...> тогда наиболее читаемых авторов), неизменно оказывавшийся в орбите внимания критики и в эпицентре литературных дискуссий, даже в требовательной и искушенной символистской среде признанный практически всеми как создатель суверенного и неповторимого художественного мира, Ф. <...> С начала 1920-х годов его книги постепенно перестали издаваться, Сологуба медленно и верно вытесняли из литературного процесса, обрекали на изоляцию, и когда он окончательно определился в этом положении, заклеймили кличкой "внутреннего эмигранта". <...> Впрочем, если попытаться воспринять это определение не в смысле политической инвективы, то окажется, что оно вполне соответствует мироощущению Сологуба и природе его эстетического н жизненного (точнее - внежизненного) идеала: Сологуб действительно "внутренний эмигрант", эмигрант - в себя, в пригрезившуюся землю Ойле, далекую и прекрасную, в запредельную Алетею. <...> Под знаком этих, единственно подлинных, идеальных миров он самозабвенно творит свои "сладостью легенды"; изгоняемый из рая и помнящий о рае, он со всей силой обличения и неприятия обрушивается на косную и уродливую жизненную реальность - и для него в глубине души остается безразличным, какое социально-историческое обличье приобретает эта реальность. <...> После 1922 года и до конца дней Сологуба не было издано ни одной новой книги его стихов. <...> Старый мастер, однако, продолжал писать, успел создать в последние годы жизни множество новых стихотворений, среди которых встречаются подлинные шедевры. <...> Около сорока стихотворений 1923-1927 годов вошло в том Сологуба, подготовленный М. И. Дикман в большой серии "Библиотеки поэта" (1975), - а это лишь малая часть его поэтических <...>
Стихотворения.pdf
Федор Сологуб Стихотворения "Не склоняйся пред судьбою..." ---------------------------------------------------------------------------"Наше наследие", 1989, No 3 Предисловие и публикация А. В. Лаврова OCR Бычков М.Н mailto:bmn@lib.ru ---------------------------------------------------------------------------Посмертная судьба Федора Сологуба (1863-1927) кажется особенно несправедливой при сопоставлении ее с прижизненной литературной репутацией этого первоклассного мастера слова. Первым из русских символистов достигший всероссийской известности (во второй половине 1900-х годов имя Сологуба соперничало но популярности с именами М. Горького, Л. Андреева, А. Куприна - тогда наиболее читаемых авторов), неизменно оказывавшийся в орбите внимания критики и в эпицентре литературных дискуссий, даже в требовательной и искушенной символистской среде признанный практически всеми как создатель суверенного и неповторимого художественного мира, Ф. Сологуб ощутил первые симптомы будущего забвения еще при жизни. С начала 1920-х годов его книги постепенно перестали издаваться, Сологуба медленно и верно вытесняли из литературного процесса, обрекали на изоляцию, и когда он окончательно определился в этом положении, заклеймили кличкой "внутреннего эмигранта". Впрочем, если попытаться воспринять это определение не в смысле политической инвективы, то окажется, что оно вполне соответствует мироощущению Сологуба и природе его эстетического н жизненного (точнее - внежизненного) идеала: Сологуб действительно "внутренний эмигрант", эмигрант - в себя, в пригрезившуюся землю Ойле, далекую и прекрасную, в запредельную Алетею. Под знаком этих, единственно подлинных, идеальных миров он самозабвенно творит свои "сладостью легенды"; изгоняемый силой обличения и неприятия обрушивается на косную и уродливую жизненную реальность - и для него в глубине из рая и помнящий о рае, он со всей души остается безразличным, какое социально-историческое обличье приобретает эта реальность. После 1922 года и до конца дней Сологуба не было издано ни одной новой книги его стихов. Старый мастер, однако, продолжал писать, успел создать в последние годы жизни множество новых стихотворений, среди которых встречаются подлинные шедевры. Около сорока стихотворений 1923-1927 годов вошло в том Сологуба, подготовленный М. И. Дикман в большой серии "Библиотеки поэта" (1975), - а это лишь малая часть его поэтических опытов той поры. В них Сологуб остается в целом верен тональности, обретенной им в середине 1910-х годов, когда прежние и традиционные для его творчества коллизии остро переживаемого двоемирия обогатились мотивами приятия "здешнего" мира и примирения с земным уделом. Один из известнейших рассказов Сологуба назван "Очарование печали". Это заглавие может послужить и образной формулой, характеризующей позднюю лирику Сологуба: большинство ее образцов, в той или иной степени. окрашено "очарованием печали". В одних стихотворениях образно-эмоциональный акцент - на "очарованиях", в других - на "печали", но во внутреннем мире Сологуба эти мотивы неизменно сочетаются в единство: не случайно одним и тем же днем, 29 сентября 1926 года, датированы два его стихотворения, казалось бы, противоположные но своему настроению и смыслу. Стихотворения печатаются по автографам, хранящимся в архиве Ф. Сологуба в Рукописном отделе Института русской литературы (Пушкинский Дом) АН СССР (ф. 289, он 1, ед. хр. 24-26, 28, 29). В скобках Ф.Сологубом указаны даты по новому стилю. * * * Закрыв лицо рукою, Она молчит, молчит, А он в окно клюкою Стучит, стучит, стучит. К устам кроваво-алым Подносит он кольцо,
Стр.1

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.