Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

Случевский К. К.: Биобиблиографическая справка

0   0
Издательство[Б.и.]
Страниц3
ID10694
АннотацияОб авторе (Случевский Константин Константинович).
Кому рекомендованоОб авторе
Случевский К. К.: Биобиблиографическая справка : Статья .— : [Б.и.], 1990 .— 3 с. — Критика .— URL: https://rucont.ru/efd/10694 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

СЛУЧЕВСКИЙ, Константин Константинович [26. <...> Изучал философию и естественные науки в университетах Парижа, Берлина, Лейпцига, Гейдельберга, где получил степень доктора философии. <...> С 1891 по 1902 г. он -- главный редактор официальной газеты "Правительственный вестник", в последние годы жизни -- член Совета министра внутренних дел, член Ученого комитета министерства народного просвещения, гофмейстер двора. <...> Напрасно искать отзвуков этих биографических сведений в поэзии С. <...> Правда, такое отсутствие видимой связи между социальным положением и творчеством характерно и для некоторых его современников -- А. А. Фета, А. Н. Майкова, В. Г. Бенедиктова. <...> Нотам внешняя и внутренняя жизнь попросту не соприкасались, протекали независимо друг от друга. <...> Образцовая служебная карьера и материальное благополучие и напряженный трагизм стихов. <...> Первые публикации С. остались не замеченными ни критикой, ни публикой, как и стихи, напечатанные в 1859 г. в журнале "Иллюстрация". <...> Решающим в его поэтической судьбе стал 1860 г., когда произошла встреча С. с А. А. Григорьевым. <...> Он передал их И. С. Тургеневу, а тот -- Н. А. Некрасову, который и опубликовал их в журнале "Современник" (1860. <...> Появиться в "Современнике" значило сразу стать знаменитостью, -- вспоминал С.-- Для юноши двадцати лет от роду ничего не могло быть приятнее, как попасть в подобные счастливчики, и я попал в них" (альманах "Денница". <...> Тут сразу является поэт, настоящий поэт, не похожий ни на кого поэт... а коли уж на кого похожий, так на Лермонтова" (Сын отечества.-- 1860. <...> Тургенев писал, что ему в стихах С. "чудятся зародыши великого таланта" (Письма И. С. <...> Однако было и другое, прямо противоположное мнение о стихах С. <...> Его упрекали в том, что стихи лишены социального содержания, уводят читателя от общественных проблем, язвительно пародировали необычные, не поддающиеся логической расшифровке образы и непривычно смелые обороты, считавшиеся уместными скорее <...>
Случевский_К._К._Биобиблиографическая_справка.pdf
СЛУЧЕВСКИЙ, Константин Константинович [26.VII(7.VIII).1837, Петербург -- 25.IX(8.Х).1904, там же] -- поэт, прозаик. Родился в семье видного чиновника, сенатора. Родители предназначали С. к военной службе. Окончив с отличием в 1855 г. 1-й Кадетский корпус, он служил в лейб-гвардии Семеновском полку. В 1859 г. поступил в Академию Генштаба. Но в сентябре 1860 г. внезапно вышел в отставку и уехал за границу. Изучал философию и естественные науки в университетах Парижа, Берлина, Лейпцига, Гейдельберга, где получил степень доктора философии. В 1866 г. вернулся в Россию, поступил на гражданскую службу в Главное управление по делам печати. В 1874 г. перешел в министерство государственных имуществ. По ступенькам иерархически-чиновной лестницы С. поднимался постепенно и спокойно. С 1891 по 1902 г. он -- главный редактор официальной газеты "Правительственный вестник", в последние годы жизни -- член Совета министра внутренних дел, член Ученого комитета министерства народного просвещения, гофмейстер двора. Напрасно искать отзвуков этих биографических сведений в поэзии С. Правда, такое отсутствие видимой связи между социальным положением и творчеством характерно и для некоторых его современников -- А. А. Фета, А. Н. Майкова, В. Г. Бенедиктова. Нотам внешняя и внутренняя жизнь попросту не соприкасались, протекали независимо друг от друга. В С. поражает явное их различие, очевидное, контрастное противоречие. Образцовая служебная карьера и материальное благополучие и напряженный трагизм стихов. Ранний литературный дебют (Общезанимательный вестник.-- 1857.-- No 3, 9, 11, стихи и переводы из Дж. Г. Байрона, В. Гюго, О. Барбье) -- и признание, пришедшее лишь к концу жизни. Первые публикации С. остались не замеченными ни критикой, ни публикой, как и стихи, напечатанные в 1859 г. в журнале "Иллюстрация". Решающим в его поэтической судьбе стал 1860 г., когда произошла встреча С. с А. А. Григорьевым. Стихи С. произвели на Григорьева сильное впечатление. Он передал их И. С. Тургеневу, а тот -- Н. А. Некрасову, который и опубликовал их в журнале "Современник" (1860.-- No 1). "Появиться в "Современнике" значило сразу стать знаменитостью, -- вспоминал С.-- Для юноши двадцати лет от роду ничего не могло быть приятнее, как попасть в подобные счастливчики, и я попал в них" (альманах "Денница".-- Спб., 1900.-- С. 200). Григорьев дал стихам С. восторженную оценку: "...Тут сразу является поэт, настоящий поэт, не похожий ни на кого поэт... а коли уж на кого похожий, так на Лермонтова" (Сын отечества.-- 1860.-- No 6.-- С. 166). Тургенев писал, что ему в стихах С. "чудятся зародыши великого таланта" (Письма И. С. Тургенева к графине Е. Е. Ламберт.-- М., 1915.-- С. 78). Однако было и другое, прямо противоположное мнение о стихах С. Резко напали на молодого поэта революционные демократы -- литераторы, группировавшиеся вокруг журнала "Искра": Н. А. Добролюбов, В. С. Курочкин, Н. Л. Гнут (Ломан). Его упрекали в том, что стихи лишены социального содержания, уводят читателя от общественных проблем, язвительно пародировали необычные, не поддающиеся логической расшифровке образы и непривычно смелые обороты, считавшиеся уместными скорее в прозе, чем в поэзии: "Ходит ветер избочась / Вдоль Невы широкой, / Снегом стелет калачи / Бабы кривобокой..." ("Ходит ветер избочась..."). Сейчас эти упреки нетрудно оспорить. Еще за три года до публикации в "Современнике" С. напечатал стихи "На смерть Беранже" -- любимца революционной Франций. Да и выбор для переводов произведений Байрона, Гюго, Барбье свидетельствовал, что С. вовсе не равнодушен к общественным проблемам своего времени. А логическая затрудненность и прозаизация стиховой речи были ничем иным, как попыткой обновить язык поэзии, разрушить устоявшиеся, "окаменевшие" литературные нормы. Поэзия С. стала не причиной, но поводом к полемике: столкнулись не две оценки стихов, а два полярных взгляда на поэзию вообще. Имя С. -- новое имя в поэзии -- волею случая оказалось в центре литературной борьбы. Такая роль была С. еще не по силам. Критика подействовала на него обескураживающе: на некоторое время он совсем перестал писать, вышел в отставку и уехал за границу учиться. Можно сказать, что это был единственный случай, когда литература решительно вмешалась в его судьбу. Стихи С. вновь стали появляться в печати лишь одиннадцать лет спустя, с 1871 г. В 80--90 гг. вышли четыре книжки "Стихотворений" С. и пять книг прозы, где наиболее интересны повести "Виртуозы" и "Око за око", обличающие развращенность нравов света, продажность чиновников и махинации дельцов, а также "Профессор бессмертия" -- попытка в фантастическом сюжете художественно воплотить философскую идею бессмертия. Кроме этого вышли в свет три тома географоэтнографических очерков "По северу России" (1888), переработанных впоследствии в два тома "По северо-западу России" (1897),-- результат путешествий, совершенных в 1884--1888 гг. в свите одного из великих князей. В 1898 г. появилось шесть томов "Сочинений" С. (три тома стихотворений и поэм и три -беллетристики). Наконец, в 1902 г. издана была последняя книга стихов С. "Песни из Уголка" (так С. назвал свою усадьбу в курортном местечке Усть-Нарва на Балтийском побережье). Именно эти издания стали решающими в признании поэзии С. значительным явлением русской литературы и читателями, и
Стр.1