СЛУЧЕВСКИЙ, Константин Константинович [26.VII(7.VIII).1837, Петербург -- 25.IX(8.Х).1904,
там же] -- поэт, прозаик. Родился в семье видного чиновника, сенатора. Родители предназначали С. к
военной службе. Окончив с отличием в 1855 г. 1-й Кадетский корпус, он служил в лейб-гвардии
Семеновском полку. В 1859 г. поступил в Академию Генштаба. Но в сентябре 1860 г. внезапно вышел в
отставку и уехал за границу. Изучал философию и естественные науки в университетах Парижа,
Берлина, Лейпцига, Гейдельберга, где получил степень доктора философии. В 1866 г. вернулся в Россию,
поступил на гражданскую службу в Главное управление по делам печати. В 1874 г. перешел в
министерство государственных имуществ. По ступенькам иерархически-чиновной лестницы С.
поднимался постепенно и спокойно. С 1891 по 1902 г. он -- главный редактор официальной газеты
"Правительственный вестник", в последние годы жизни -- член Совета министра внутренних дел, член
Ученого комитета министерства народного просвещения, гофмейстер двора.
Напрасно искать отзвуков этих биографических сведений в поэзии С. Правда, такое отсутствие
видимой связи между социальным положением и творчеством характерно и для некоторых его
современников -- А. А. Фета, А. Н. Майкова, В. Г. Бенедиктова. Нотам внешняя и внутренняя жизнь
попросту не соприкасались, протекали независимо друг от друга. В С. поражает явное их различие,
очевидное, контрастное противоречие. Образцовая служебная карьера и материальное благополучие и
напряженный трагизм стихов. Ранний литературный дебют (Общезанимательный вестник.-- 1857.-- No 3,
9, 11, стихи и переводы из Дж. Г. Байрона, В. Гюго, О. Барбье) -- и признание, пришедшее лишь к концу
жизни. Первые публикации С. остались не замеченными ни критикой, ни публикой, как и стихи,
напечатанные в 1859 г. в журнале "Иллюстрация". Решающим в его поэтической судьбе стал 1860 г.,
когда произошла встреча С. с А. А. Григорьевым. Стихи С. произвели на Григорьева сильное
впечатление. Он передал их И. С. Тургеневу, а тот -- Н. А. Некрасову, который и опубликовал их в
журнале "Современник" (1860.-- No 1). "Появиться в "Современнике" значило сразу стать
знаменитостью, -- вспоминал С.-- Для юноши двадцати лет от роду ничего не могло быть приятнее, как
попасть в подобные счастливчики, и я попал в них" (альманах "Денница".-- Спб., 1900.-- С. 200).
Григорьев дал стихам С. восторженную оценку: "...Тут сразу является поэт, настоящий поэт, не похожий
ни на кого поэт... а коли уж на кого похожий, так на Лермонтова" (Сын отечества.-- 1860.-- No 6.-- С.
166). Тургенев писал, что ему в стихах С. "чудятся зародыши великого таланта" (Письма И. С. Тургенева
к графине Е. Е. Ламберт.-- М., 1915.-- С. 78). Однако было и другое, прямо противоположное мнение о
стихах С. Резко напали на молодого поэта революционные демократы -- литераторы, группировавшиеся
вокруг журнала "Искра": Н. А. Добролюбов, В. С. Курочкин, Н. Л. Гнут (Ломан). Его упрекали в том, что
стихи лишены социального содержания, уводят читателя от общественных проблем, язвительно
пародировали необычные, не поддающиеся логической расшифровке образы и непривычно смелые
обороты, считавшиеся уместными скорее в прозе, чем в поэзии: "Ходит ветер избочась / Вдоль Невы
широкой, / Снегом стелет калачи / Бабы кривобокой..." ("Ходит ветер избочась..."). Сейчас эти упреки
нетрудно оспорить. Еще за три года до публикации в "Современнике" С. напечатал стихи "На смерть
Беранже" -- любимца революционной Франций. Да и выбор для переводов произведений Байрона, Гюго,
Барбье свидетельствовал, что С. вовсе не равнодушен к общественным проблемам своего времени. А
логическая затрудненность и прозаизация стиховой речи были ничем иным, как попыткой обновить язык
поэзии, разрушить устоявшиеся, "окаменевшие" литературные нормы.
Поэзия С. стала не причиной, но поводом к полемике: столкнулись не две оценки стихов, а два
полярных взгляда на поэзию вообще. Имя С. -- новое имя в поэзии -- волею случая оказалось в центре
литературной борьбы. Такая роль была С. еще не по силам. Критика подействовала на него
обескураживающе: на некоторое время он совсем перестал писать, вышел в отставку и уехал за границу
учиться. Можно сказать, что это был единственный случай, когда литература решительно вмешалась в
его судьбу.
Стихи С. вновь стали появляться в печати лишь одиннадцать лет спустя, с 1871 г. В 80--90 гг.
вышли четыре книжки "Стихотворений" С. и пять книг прозы, где наиболее интересны повести
"Виртуозы" и "Око за око", обличающие развращенность нравов света, продажность чиновников и
махинации дельцов, а также "Профессор бессмертия" -- попытка в фантастическом сюжете
художественно воплотить философскую идею бессмертия. Кроме этого вышли в свет три тома географоэтнографических
очерков "По северу России" (1888), переработанных впоследствии в два тома "По
северо-западу России" (1897),-- результат путешествий, совершенных в 1884--1888 гг. в свите одного из
великих князей.
В 1898 г. появилось шесть томов "Сочинений" С. (три тома стихотворений и поэм и три -беллетристики).
Наконец, в 1902 г. издана была последняя книга стихов С. "Песни из Уголка" (так С.
назвал свою усадьбу в курортном местечке Усть-Нарва на Балтийском побережье). Именно эти издания
стали решающими в признании поэзии С. значительным явлением русской литературы и читателями, и
Стр.1