Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 495585)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
"Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта."

Случевский К. К.: Биографическая справка

0   0
Страниц3
ID10693
АннотацияОб авторе (Случевский Константин Константинович).
Кому рекомендованоОб авторе
Случевский К. К.: Биографическая справка : Статья .— 2000 .— 3 с. — Критика

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Оригинал здесь - http://www.krugosvet.ru/articles/73/1007307/1007307a1.htm СЛУЧЕВСКИЙ, КОНСТАНТИН КОНСТАНТИНОВИЧ (1837-1904), русский поэт и прозаик. <...> В 1855 окончил кадетский корпус, служил в гвардейском Семеновском полку, в 1859 поступил в Академию Генерального штаба. <...> Г.Байрона напечатаны в журнале "Общезанимательный вестник" в 1857, ряд стихотворений опубликовал журнал "Иллюстрация". <...> Григорьев в "Сыне отечества" (1860, No 6) не замедлил поставить Случевского рядом с М.Лермонтовым <...> Сопоставления были погригорьевски проницательные, но похвалы незаслуженные, и этим умело воспользовались авторы крайне левого сатирического еженедельника "Искра", поэты-пародисты Д.Минаев <...> Ломан, осмеявшие "кладбищенский" пафос новоявленного гения (в его стихотворениях "Я видел свое погребенье" и "На кладбище") и его эгоцентризм; к ним присоединился Н.Добролюбов <...> , назвавший его "гением общих мест" и тоже опубликовавший убийственную пародию "Мои желанья". <...> Смертельно оскорбленный Случевский прекратил печататься, оставил военную службу и отправился за границу. <...> Учился в Париже, Берлине и Гейдельберге, где в 1865 получил степень доктора философии. <...> Вернувшись в Россию, первым делом отплатил своим гонителям-демократам, опубликовав в 1866-1867 три брошюры, язвительно обличавшие Н.Чернышевского <...> , под общим заглавием "Явления русской жизни под критикою эстетики". <...> Это создало ему новую, одиозную репутацию, которая мешала продвижению на литературном поприще, но помогла сделать карьеру в министерстве внутренних дел и департаменте государственных имуществ. <...> В 1891-1902 Случевский - главный редактор "Правительственного вестника", в конце жизни тайный советник, гофмейстер, член совета Главного управления по делам печати. <...> С 1871 Случевский заново возвращается в литературу как поэт (под инициалами И. <...> - в журнале "Всемирная иллюстрация", затем, уже за полной подписью, в благотворительных сборниках, журнале "Русский вестник" и газете "Новое <...>
Случевский_К._К._Биографическая_справка.pdf
Оригинал здесь - http://www.krugosvet.ru/articles/73/1007307/1007307a1.htm СЛУЧЕВСКИЙ, КОНСТАНТИН КОНСТАНТИНОВИЧ (1837-1904), русский поэт и прозаик. Родился 26 июля (7 августа) 1837 в С.-Петербурге, сын сенатора. В 1855 окончил кадетский корпус, служил в гвардейском Семеновском полку, в 1859 поступил в Академию Генерального штаба. Первые стихи, помеченные инициалами "К.С.", и переводы из В.Гюго, О.Барбье и Дж.Г.Байрона напечатаны в журнале "Общезанимательный вестник" в 1857, ряд стихотворений опубликовал журнал "Иллюстрация". Молодое дарование высоко оценил Аполлон Григорьев, при содействии И.С.Тургенева в 1860 появились публикации в "Современнике" и "Отечественных записках". Григорьев в "Сыне отечества" (1860, No 6) не замедлил поставить Случевского рядом с М.Лермонтовым и выше А.Фета, Я.Полонского, В.Майкова и Ф.Тютчева, поместив его тем самым в определенный литературный ряд. Сопоставления были погригорьевски проницательные, но похвалы незаслуженные, и этим умело воспользовались авторы крайне левого сатирического еженедельника "Искра", поэты-пародисты Д.Минаев и Н.Ломан, осмеявшие "кладбищенский" пафос новоявленного гения (в его стихотворениях "Я видел свое погребенье" и "На кладбище") и его эгоцентризм; к ним присоединился Н.Добролюбов, назвавший его "гением общих мест" и тоже опубликовавший убийственную пародию "Мои желанья". Смертельно оскорбленный Случевский прекратил печататься, оставил военную службу и отправился за границу. Учился в Париже, Берлине и Гейдельберге, где в 1865 получил степень доктора философии. Вернувшись в Россию, первым делом отплатил своим гонителям-демократам, опубликовав в 1866-1867 три брошюры, язвительно обличавшие Н.Чернышевского и Д.Писарева, под общим заглавием "Явления русской жизни под критикою эстетики". Это создало ему новую, одиозную репутацию, которая мешала продвижению на литературном поприще, но помогла сделать карьеру в министерстве внутренних дел и департаменте государственных имуществ. В 1891-1902 Случевский - главный редактор "Правительственного вестника", в конце жизни тайный советник, гофмейстер, член совета Главного управления по делам печати. С 1871 Случевский заново возвращается в литературу как поэт (под инициалами И.Н.С. или под псевдонимом П.Телепнев - в журнале "Всемирная иллюстрация", затем, уже за полной подписью, в благотворительных сборниках, журнале "Русский вестник" и газете "Новое время") и как прозаик (сперва как "Серафим Неженатый" с романом "От поцелуя к поцелую", 1872, затем под собственным именем со сборниками повестей и рассказов "Виртуозы", 1882, "Застрельщики", 1883, "Тридцать три рассказа", 1887, "Исторические картинки", 1894). Характерен его роман "Профессор бессмертия" (1892), перемежающий в манере "Русских ночей" В.Ф.Одоевского беллетристику с рассуждениями на религиозно-философские темы. Массив стихотворных сочинений открывает поэма-сказка В снегах (1878), напечатанная в приложении к новогоднему номеру "Нового времени"; за ней следуют "Стихотворения" (1880); по мере накопления лирики (соединяемой в циклы), поэм, мистерий и баллад в 1881-1890 выходят 2-я, 3-я и 4-я книжки поэтического собрания. Оно составляет первые три тома Сочинений К.К.Случевского в шести томах (1898). Поэт и беллетрист был также драматургом (пьесы "Город упраздняется", 1881, совм. с В.А.Крыловым; и "Поверженный Пушкин", 1899) и очеркистом-этнографом (книги "По северу России", тт. 1-3, 1886-1888, и "По северо-западу России", 1897).Широкий жанрово-тематический диапазон творчества Случевского был следствием разбросанности интересов (наставник и доброжелатель Случевского Тургенев шутливо именовал его "поэтом-живописцем-историком-философом-экономистомпублицистом"). Над всем этим многообразием царил универсальный, "бытийный" цинический пессимизм, полномочным выразителем которого являлся заглавный персонаж знаменательного стихотворного цикла Случевского - Мефистофель. Постоянный сюжет Случевского - изобличение всеобщей вольной и невольной лжи, лицемерия, лицедейства, обмана творца, издевающегося над своим творением. За отсутствием Бога этим творцом оказывается, как в поэме "Элоа" (1883), романтизированный и несколько оперный Сатана. Пессимизм с декадентским оттенком был вполне подстать эпохе "малых дел", и к началу 1890-х годов у Случевского появляются восторженные поклонники и подражатели среди поэтической молодежи (А.Коринфский, К.Льдов и др.), готовые признать его не только мэтром, но и "королем поэтов". Им адресован последний стихотворный сборник Случевского "Песни из Уголка" (1902), апофеоз "сумеречной" безнадежности ("основы правды зыбки", но зато "в бессильи все равны"; и характерное признание: "я никого не ненавидел, / Но презирал - почти всегда"), который, однако, поэт склонен выдавать за парадоксальный оптимизм. Философ, поэт и замечательный литературный критик В.Соловьев назвал Случевского "невоспитанным талантом" и посетовал на "недостаточно критическое отношение автора к своему вдохновению". Того же свойства был и вердикт В.Брюсова в статье "Поэт противоречий" в книге "Далекие и близкие" (1912), хотя именно в творчестве Брюсова - и в стихах, и в прозе - явственно
Стр.1