Михаил Литов
СВОБОДА ДВИЖЕНИЯ
Петр Владимирович Слетов (1897 - 1981) прожил долгую жизнь, отданную, прежде всего,
писательскому труду, а список его в разное время циркулировавших по печати произведений, если
судить по скупым сообщениям энциклопедических словарей и литературных энциклопедий, отнюдь не
поражает размахом. Впервые отметившись в ней в 1919 году, он затем сотрудничал с журналами
"Литературная учеба", "Колхозник", "Наши достижения". В серии "Жизнь замечательных людей"
помещена им книга о Д. И. Менделееве. Критики заметили писателя лишь после выхода в свет в 1928
году его посвященной событиям гражданской войны повести "Прорыв", о главном герое которой,
Стомарове, сам автор впоследствии писал: "Его поведение и поступки - определенно бесчестные -
результат своекорыстно-индивидуалистической идеологии, и бесславный конец физической его
личности совершенно недвусмысленно толкует идею проблемы бонапартизма". 1958 год отмечен для
Слетова публикацией его книги "Шаги времени", а 1977-й - сборника "Заштатная республика",
состоявшего из повестей "Смелый аргонавт" и "Мастерство", а также давшего название сборнику романа,
- все эти творения выходили одно за другим еще в 20-е годы прошлого столетия и вызвали у тогдашней
критики немало полемических замечаний. Автор предисловия к этому изданию Г. Белая постоянно
извлекает цитаты из рукописных материалов писателя, и их обилие наводит на соображение, что в
архиве Слетова много оставшегося невостребованным его временем, а еще менее нашим, и тем
обеспечена немалая работа будущим исследователям. Приводит Г. Белая среди прочих и такое
высказывание: "В то время как имущество наследуется согласно закону или завещанию, культурное
наследование происходит по свободному выбору потомками своих предков. Воля вольная принадлежит
каждому - избрать ли своим идейным предком монаха, тюремщика или борца за свободу, воина за благо
народное. В выборе себе предков постигается... культура..." Истина как будто очевидная, даже
прописная. Но если принять во внимание, что во времена Петра Владимировича выбор предков и
наследование им безопаснее всего было производить согласно законам партии и завещанию ее творцов,
то невольно напрашивается вывод, что законспирированная в архивах мысль выдает в нашем писателе
"культурно несогласного".
Результаты "своекорыстно-индивидуалистической идеологии" видны в поведении многих героев
Слетова. В коммунистах города Белоспасска из романа "Заштатная республика" они выразились в
довольно-таки комическом виде: эти коммунисты, проворовавшись, спившись и прозаседавшись,
решили для покрытия своих грешков объявить подчиненную им округу независимой республикой, в чем
мы вправе усмотреть интуитивно выявленную автором и вполне понятную нам причину последующего
краха всего российского коммунизма. Впрочем, если уж судить с позиций нашего времени, удивительна
не та богатырская легкость, с какой праведный комиссар, явившись в Белоспасск в финале романа,
силами небольшого отряда разгоняет предателей народного дела и наводит порядок, а тот факт, что этот
роман, многие страницы которого указывают и на сатирический дар Слетова, и на его знание
психологии, и на более чем значительное художественное мастерство, так и остался вне поля
читательского внимания.
Петр Владимирович Кудрявцев (такова его настоящая фамилия) родился в городе Влоцлавске
Варшавской губернии, входившей в состав Российской империи. Его отец свои народнические чаяния и
мечтания укреплял в себе, а по мере возможности и в других, частым повторением афоризма
Менделеева: "Ученье - себе, плод ученья - людям". Будущему писателю довелось слушать лекции по
философии С. Л. Франка - сначала в Петроградском политехникуме, а затем и в Саратовском
университете, где они оба оказались в 1918 году. После службы в Красной армии - служил ей и оружием,
и пером, в газете "Красноармеец", - Петр Владимирович поступил в Московский университет и изучал в
его стенах литературу по Валерию Брюсову, а психологию - по профессору Челпанову.
Очевидно, лучшей по насыщенности общения и творческим свершениям порой для Слетова стало
время его пребывания в "Перевале", литературной группе, существовавшей с 1924-го по 1932 год, до
партийного постановления "О перестройке литературно-художественных организаций", покончившего
со всеми подобными группами и вызвавшего к жизни создание единого союза писателей. "Перевальцы",
не устававшие называть себя наследниками русской и мировой классической литературы, отвергали, в
пределах разумного, бытовую сторону жизни, или, как говорили тогда, "бескрылый бытовизм", чтобы
тем вернее и органичнее, с ни чем не замутненной искренностью обратиться к истокам подлинного
искусства. Но, как и с каких исходных позиций ни манифестируй это обращение, оно заключает в себе
Стр.1