Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 487168)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента

Жизнь, отданная народу

0   0
Первый авторГорячкина
Страниц12
ID10670
АннотацияОб авторе (Слепцов Василий Алексеевич).
Кому рекомендованоОб авторе
Горячкина, М.С. Жизнь, отданная народу : Статья / М.С. Горячкина .— 1984 .— 12 с. — Критика

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Так случилось с творчеством писателя, революционного демократа Василия Алексеевича Слепцова (1836-1878). <...> Время, прошедшее после Великой Октябрьской социалистической революции, высоко оценило Н. Г. Чернышевского, как крупного писателя, вождя русской революционной демократии 60-х годов, сплотившего в единый лагерь виднейших деятелей русской культуры. <...> Это же время воздало должное творчеству революционных демократов последующих десятилетий, особенно большой школе сподвижников великого русского сатирика Салтыкова-Щедрина. <...> Слепцов, но событий, которые включила в себя эта короткая жизнь, хватило бы на жизни многих людей. <...> Исключенный из дворянского института, семнадцатилетний Слепцов начинает искать свое подлинное призвание: пробует учиться на медика, поступает актером в театр, учится музыке. <...> И это помещичий сын, мальчик, выросший в обеспеченной семье, с детства обнаруживающий тонкий художественный вкус, знающий многие языки, имеющий утонченные манеры. <...> Все, что написал Слепцов, - и очерки, и циклы очерков, и роман, - все было результатом его непосредственных жизненных наблюдений. <...> На основе этого материала написаны циклы очерков "Владимирка и Клязьма", "Дорожные заметки", "Письма об Осташкове". <...> 1862-1863 годы - время ареста Чернышевского и выхода в "Современнике" его романа "Что делать?" - были поворотными в жизни Слепцова. <...> Идеи узника Петропавловской крепости, вождя русской революционной демократии стали его идеями. <...> Состав коммуны был разнородный: подлинные революционные демократы жили вместе с людьми случайными, маскирующимися под революционеров. <...> Начинать надо с изменения основ, с воспитания классового сознания массы. <...> Он не был разночинцем, как Чернышевский, Добролюбов, Писарев и многие его соратники по литературе. <...> Он, как Щедрин и Некрасов, вышел из помещичьей семьи, став непримиримым врагом всех эксплуататорских классов. <...> . В своей социальной повести "Трудное время" Слепцов не ответил исчерпывающе на вопрос <...>
Жизнь,_отданная_народу.pdf
М. С. Горячкина Жизнь, отданная народу ---------------------------------------------------------------------------В. А. Слепцов. Избранное М., "Детская литература", 1984 Вступительная статья, составление и комментарии М. С. Горячкиной OCR Бычков М.Н. ---------------------------------------------------------------------------Широкому читателю русская литература XIX века известна как горная цепь, состоящая из вершин. Но не все знают имена многих талантливых и самобытных художников слова, без которых невозможно понять образование этой великой цепи, представить процесс ее становления. Они незаслуженно находятся в тени и часто остаются забытыми. Так случилось с творчеством писателя, революционного демократа Василия Алексеевича Слепцова (1836-1878). Время, прошедшее после Великой Октябрьской социалистической революции, высоко оценило Н. Г. Чернышевского, как крупного писателя, вождя русской революционной демократии 60-х годов, сплотившего в единый лагерь виднейших деятелей русской культуры. Это же время воздало должное творчеству революционных демократов последующих десятилетий, особенно большой школе сподвижников великого русского сатирика Салтыкова-Щедрина. Наступила и очередь В. А. Слепцова, писателя, близкого к Чернышевскому и Щедрину. Переизданный в 30-е годы, он становится впоследствии объектом внимания и читателей и литературоведов. Всего сорок два года прожил В. Слепцов, но событий, которые включила в себя эта короткая жизнь, хватило бы на жизни многих людей. Человек разносторонне талантливый, человек красивый и обаятельный внешне, он навсегда запомнился всем, кто с ним встречался хотя бы мельком. Сама судьба готовила его быть народным любимцем. Погубило его то самое "трудное время", которое стало темой его главного произведения. Исключенный из дворянского института, семнадцатилетний Слепцов начинает искать свое подлинное призвание: пробует учиться на медика, поступает актером в театр, учится музыке. О том, рисовальщик, резчик, маляр..." действительно лишь "некоторые", а но все специальности, Здесь упоминаются которыми в что мог делать Слепцов, свидетельствует письмо его к одной знакомой, где он просит найти ему любую работу: "Вы можете припомнить хоть некоторые из моих многосторонних способностей и разнообразных занятий, напр.: слесарь, столяр, портной, механик, лепщик, совершенстве владел Слепцов. И это помещичий сын, мальчик, выросший в обеспеченной семье, с детства обнаруживающий тонкий художественный вкус, знающий многие языки, имеющий утонченные манеры. Какую силу воли, любовь к труду надо было иметь, чтобы сделать из себя мастера-универсала. Несомненно, эти качества Слепцов взял у народа, они же и стали его ключом к сердцам простых людей. Все, что написал Слепцов, - и очерки, и циклы очерков, и роман, - все было результатом его непосредственных жизненных наблюдений. Он обошел многие города и области России, Кавказа, многие провинции пешком, с котомкой за плечами, часто без гроша в кармане, надеясь только на свои "золотые" руки. Собирая, по поручению географического общества, фольклор, Слепцов проникал в самые глухие деревни и рабочие поселки. Беседуя с крестьянами, рабочими текстильных фабрик, он вел речь не столько о песнях и преданиях, сколько о жизни людей, их каторжном труде, о народных угнетателях. На основе этого материала написаны циклы очерков "Владимирка и Клязьма", "Дорожные заметки", "Письма об Осташкове". Они были напечатаны в революционно-демократическом журнале Некрасова и Щедрина "Современник". Слепцов вскоре был приглашен туда постоянным сотрудником. Обретая свое настоящее место в жизни, Слепцов за короткое время стал не только широко известным писателем, но и общественным деятелем. 1862-1863 годы - время ареста Чернышевского и выхода в "Современнике" его романа "Что делать?" - были поворотными в жизни Слепцова. Идеи узника Петропавловской крепости, вождя русской революционной демократии стали его идеями. Слепцов и в печати, и в своей конкретной деятельности следовал героям, изображенным в романе Черныщевского. Он читал лекции на женских курсах, в различных литературных кружках, собирал деньги в помощь неимущим курсисткам, помогал организовывать трудовые артели. Наконец, в 1863 году на Знаменской улице в Петербурге Слепцов организовал коммуну, где поселились и стали вести общее хозяйство молодые интеллигенты, мужчины и
Стр.1