Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Вальтер Скотт

0   0
Первый авторБельский
Издательство[Б.и.]
Страниц4
ID10654
АннотацияОб авторе (Скотт Вальтер).
Кому рекомендованоОб авторе
Бельский, А.А. Вальтер Скотт : Статья / А.А. Бельский .— : [Б.и.], 1971 .— 4 с. — Критика .— URL: https://rucont.ru/efd/10654 (дата обращения: 27.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Это была "страшная" романтич. баллада "Иванов вечер" ("The eve of St. <...> Песни шотландской границы" ("Minstrelsy of the Scottish border", v. <...> За 30 с лишним лет лит. деятельности С. создал (помимо ранних баллад) 9 поэм, 26 романов, неск. повестей, лит.-критич. и историч. труды. <...> 1828) заимствованы из средневековья; в сочетании с мотивами таинственного и иррационального это способствовало созданию романтич. колорита, атмосферы необычайного, к чему С. тяготел под влиянием фольклора и предромантич. лит-ры конца 18 в. <...> Романтическое, страшное служит у С. развенчанию ср.-век. нравов, что не исключает интереса к отд. "красочным" сторонам ср.-век. быта. <...> Байрона в поэме "Английские барды и шотландские обозреватели". <...> Тема горной Шотландии с ее неповторимым колоритом впервые возникает у С. в поэме "Дева озера" ("The lady of the lake", 1810, рус. пер. <...> Образ благородного и разочарованного разбойника появляется в поэме "Рокби" ("Rokeby", 1813, рус. перевод 1823). <...> Они сделали популярным жанр лиро-эпич. поэмы, сочетавшей драматич. фабулу с красочными пейзажами и лирич. песнями в стиле баллад. <...> С 1812 С. поселяется в замке Абботсфорд, превращенном в своеобразный музей ср.-век. прошлого. <...> Мировую славу принесли С. его историч. романы; первый из них -- "Уэверли" ("Waverley", 1814, рус. пер. <...> 1827), появился анонимно (след. романы вплоть до 1827 выходили как соч. "автора "Уэверли""). <...> Хотя С. удовлетворялся тогдашним политич. строем Англии (конституц. монархия, сложившаяся в результате компромисса между буржуазией и дворянством), однако он видел отрицат. стороны как феодализма, так и утверждавшегося бурж. общества, сочувствовал нар. массам и отводил народу существ. роль в истории. <...> В центре романов С. лежат события, так или иначе связанные с большими социально-историч. конфликтами. <...> Сюжет романа "Уэверли" -- историч. события 1745, восстание якобитов, сторонников феод. династии Стюартов, против бурж. <...> В первом изображено восстание 1679, направленное против реставрированной в 1660 династии Стюартов. <...> Сочувствие С. -- на стороне восставшего <...>
Вальтер_Скотт.pdf
А. А. Бельский. СКОТТ (Scott), Вальтер (15.VIII.1771, Эдинбург, -- 21.IX.1832, Абботсфорд) -- англ. писатель. Сын состоятельного шотл. юриста. Детство и юность С. прошли в Эдинбурге и его окрестностях. В 1792 С. выдержал в Эдинбург. ун-те экзамен на звание адвоката, с 1799 он -- шериф Селкиршира, с 1806 -секретарь суда. У С. рано пробудился интерес к нар. творчеству и прошлому своей родины. Странствования по Шотландии принесли ему знание страны, народа и его обычаев. К этому же времени относится увлечение С. нем. лит-рой. В 1796 он опубликовал свой перевод поэмы Г. А. Бюргера "Ленора", в 1799 -- перевод драмы И. В. Гёте "Гёц фон Берлихинген". Первое оригинальное произв. С. увидело свет в 1800. Это была "страшная" романтич. баллада "Иванов вечер" ("The eve of St. John", рус. пер. В. А. Жуковского под назв. "Замок Смальгольм", 1824). С 1800 С. занялся собиранием шотл. нар. баллад, включив их в сб. "Песни шотландской границы" ("Minstrelsy of the Scottish border", v. 1--3, 1802--03). За 30 с лишним лет лит. деятельности С. создал (помимо ранних баллад) 9 поэм, 26 романов, неск. повестей, лит.-критич. и историч. труды. Внимательно следя за совр. лит. жизнью, С. сотрудничал в журналах "Edinburgh Review" ("Эдинбургское обозрение") и особенно "Quarterly Review" ("Квартальное обозрение"), осн. в 1809 при его участии. Романтич. поэмы С. 1805--17 были заметным явлением в лит-ре Англии и Шотландии и принесли их автору репутацию выдающегося поэта. Сюжеты ранних поэм "Песнь последнего менестреля" ("The lay of the last minstrel", 1805, рус. пер. 1822) и "Мармион" ("Marmion", 1808, рус. пер. 1828) заимствованы из средневековья; в сочетании с мотивами таинственного и иррационального это способствовало созданию романтич. колорита, атмосферы необычайного, к чему С. тяготел под влиянием фольклора и предромантич. лит-ры конца 18 в. Поэма "Мармион", в отличие от произв. его современников С. Колриджа, Р. Саути, рисует средневековье как пору страшных преступлений и злодеяний (характерен эпизод, воссозданный на рус. яз. В. А. Жуковским под назв. "Суд в подземелье", 1832). Романтическое, страшное служит у С. развенчанию ср.-век. нравов, что не исключает интереса к отд. "красочным" сторонам ср.-век. быта. Последнее вызвало критические замечания Дж. Байрона в поэме "Английские барды и шотландские обозреватели". Тема горной Шотландии с ее неповторимым колоритом впервые возникает у С. в поэме "Дева озера" ("The lady of the lake", 1810, рус. пер. 1828). Образ благородного и разочарованного разбойника появляется в поэме "Рокби" ("Rokeby", 1813, рус. перевод 1823). В поэме "Властитель островов" ("The lord of the isles", 1815, рус. пер. 1827) изображен нац. герой Шотландии Роберт Брюс (14 в.). На поражение Наполеона под Ватерлоо С. откликнулся патриотич. поэмой "Поле Ватерлоо" ("The field of Waterloo", 1815, рус. пер. 1827). Поэмы С. характерны для англ. романтизма нач. 19 в. Они сделали популярным жанр лиро-эпич. поэмы, сочетавшей драматич. фабулу с красочными пейзажами и лирич. песнями в стиле баллад. С 1812 С. поселяется в замке Абботсфорд, превращенном в своеобразный музей ср.-век. прошлого. Интерес к англ. лит-ре 17--18 вв. сказался в его кн. "Жизнь Джона Драйдена" ("Life of John Dryden", 1808) и в работе над собр. соч. Дж. Свифта, к-рое вышло под его редакцией в 1814. Мировую славу принесли С. его историч. романы; первый из них -- "Уэверли" ("Waverley", 1814, рус. пер. 1827), появился анонимно (след. романы вплоть до 1827 выходили как соч. "автора "Уэверли""). С. был создателем жанра историч. романа. Социально-историч. сдвиги в странах Зап. Европы на рубеже 18--19 вв. закономерно вели к стремлению осмыслить в образах ход обществ. развития. Хотя С. удовлетворялся тогдашним политич. строем Англии (конституц. монархия, сложившаяся в результате компромисса между буржуазией и дворянством), однако он видел отрицат. стороны как феодализма, так и утверждавшегося бурж. общества, сочувствовал нар. массам и отводил народу существ. роль в истории. В центре романов С. лежат события, так или иначе связанные с большими социально-историч. конфликтами. Сюжет романа "Уэверли" -- историч. события 1745, восстание якобитов, сторонников феод. династии Стюартов, против бурж. Англии. В этом, как и в других произв. С., показана историч. бесперспективность якобитства, невозможность возврата феод. уклада. Реалистично обрисован шотл. родовой (клановый) строй, находившийся на стадии разложения (достоверность описаний С. отметил Ф. Энгельс в работе "Происхождение семьи, частной собственности и государства"). Наиболее значит. "шотландские" романы С. -- "Пуритане" ("Old Mortality", 1816, рус. пер. 1824) и "Роб Рой" ("Rob Roy", v. 1--3, 1818, рус. пер. 1829). В первом изображено восстание 1679, направленное против реставрированной в 1660 династии Стюартов. Сочувствие С. -- на стороне восставшего народа, но, не приемля "крайностей" в политике, он акцентирует внимание на фанатизме пуританских руководителей и высказывается за компромиссную "среднюю линию" в разрешении классовых противоречий. Тема социальной несправедливости отчетливо звучит и в романе "Роб Рой", героем к-рого является нар. мститель -"шотландский Робин Гуд". В этом произв. романист разграничивает судьбы нар. движения, направленного против проникновения в горную Шотландию бурж. отношений, и выступления феодалов-якобитов. Придавая большое значение экономич. факторам в жизни об-ва, С. вскрывает подлинную подоплеку
Стр.1