Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
.

Вальтер Скотт

0   0
Первый авторСвятополк-Мирский
Издательство[Б.и.]
Страниц3
ID10653
АннотацияОб авторе (Скотт Вальтер). Статья из Литературной энциклопедии (1937 г.)
Кому рекомендованоОб авторе
Святополк-Мирский, Д.П. Вальтер Скотт : Статья / Д.П. Святополк-Мирский .— : [Б.и.], 1937 .— 3 с. — Критика .— URL: https://rucont.ru/efd/10653 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

<Начало статьи в сохранившейся верстке 10 тома "Литературной энциклопедии" отсутствует. <...> Ужасы" феодализма (тюрьма, казни) получают определенную моральную оценку с точки зрения буржуазного просвещения (ср. <...> Поэмы С. оказали большое формальное влияние на Байрона и Мура, а через них на всю европейскую романтическую поэму, но лиризма, характерного для Байрона, они совершенно лишены, а "предбайронические" мотивы здесь -- не более как рудименты, перенятые у "готического" романа. <...> Элементы вульгарного романтизма (любование внешней красочностью феодализма и внутренним "благородством" его персонажей), как и некоторое влияние "готического" романа ощутимы и здесь. <...> В романах С. нередки ужасные, но импозантные злодеи, есть и подземелья, и темницы, и т. п. <...> Композиция тоже далеко не реалистическая, основанная на необыкновенных случайностях, плохо мотивированных преступлениях (часто повторяется мотив украденного при рождении ребенка), неожиданных узнаваниях. <...> Рассказ ведется с большой живостью и тем сюжетным напряжением, к-рое привлекало массового читателя, но по мастерству композиции С. во многом уступает своим предшественникам: великим романистам XVIII в., напр. <...> Резко отличается от готического (и вообще романтического) романа и стиль С. <...> Это сугубо прозаический, деловитый, хотя и многословный стиль, избегающий всяких риторических и поэтических украшений. <...> На фоне этой несколько суконной прозы резко выделяется красочный, живой диалог, особенно шотландских персонажей "из народа". <...> Главная черта, отличающая реализм XIX в. от реализма XVIII в., -- сознательный историзм, подход к действительности как к определенной эпохе. <...> Учителем С. в этом был Гёте, "Гёц фон Берлихинген" к-рого (переведенный Скоттом) впервые осуществил -- в драме -- это воспроизведение прошлого как конкретно-своеобразной эпохи. <...> Предшественницей С. была также ирландская романистка Мария Эджворт [1767--1849], роман к-рой "Castle Rackrent" (Замок Ракрент, 1800) является яркой картиной <...>
Вальтер_Скотт.pdf
Д. П. Святополк-Мирский СКОТТ Вальтер [1771--1832] -- английский писатель, родом шотландец. <Начало статьи в сохранившейся верстке 10 тома "Литературной энциклопедии" отсутствует. -- Ред. ФЭБ.> <...> средневековья отнюдь не затушевываются. "Ужасы" феодализма (тюрьма, казни) получают определенную моральную оценку с точки зрения буржуазного просвещения (ср. "Суд в подземельи", эпизод из "Мармиона", переведенный Жуковским). Поэмы С. оказали большое формальное влияние на Байрона и Мура, а через них на всю европейскую романтическую поэму, но лиризма, характерного для Байрона, они совершенно лишены, а "предбайронические" мотивы здесь -- не более как рудименты, перенятые у "готического" романа. В романах С. вставлено много стихов, стоящих в общем на более высоком уровне, чем его поэмы. Здесь С. иногда поднимается до подлинного лиризма. Особенно замечательны песни, вложенные в уста сумасшедшей Мадж ("Эдинбургская тюрьма"), принадлежащие к лучшему, что было создано в романтический период на основе народной песни. Неизмеримо значительнее романы С. Как романист С. является прежде всего одним из основоположников реализма XIX в. Элементы вульгарного романтизма (любование внешней красочностью феодализма и внутренним "благородством" его персонажей), как и некоторое влияние "готического" романа ощутимы и здесь. В романах С. нередки ужасные, но импозантные злодеи, есть и подземелья, и темницы, и т. п. Композиция тоже далеко не реалистическая, основанная на необыкновенных случайностях, плохо мотивированных преступлениях (часто повторяется мотив украденного при рождении ребенка), неожиданных узнаваниях. Рассказ ведется с большой живостью и тем сюжетным напряжением, к-рое привлекало массового читателя, но по мастерству композиции С. во многом уступает своим предшественникам: великим романистам XVIII в., напр. Филдингу. Резко отличается от готического (и вообще романтического) романа и стиль С. Это сугубо прозаический, деловитый, хотя и многословный стиль, избегающий всяких риторических и поэтических украшений. На фоне этой несколько суконной прозы резко выделяется красочный, живой диалог, особенно шотландских персонажей "из народа". Главная черта, отличающая реализм XIX в. от реализма XVIII в., -- сознательный историзм, подход к действительности как к определенной эпохе. Существенным этапом на этом пути является творчество С. Учителем С. в этом был Гёте, "Гёц фон Берлихинген" к-рого (переведенный Скоттом) впервые осуществил -- в драме -- это воспроизведение прошлого как конкретно-своеобразной эпохи. Предшественницей С. была также ирландская романистка Мария Эджворт [1767--1849], роман к-рой "Castle Rackrent" (Замок Ракрент, 1800) является яркой картиной недавнего прошлого, эпохи разложения ирландского феодализма. Романы С. распадаются на две основные группы. Первая посвящена недавнему прошлому Шотландии, периоду гражданской войны: от пуританской революции XVI в. до разгрома горных кланов в середине XVIII, -- а отчасти и более позднему времени ["Уэверли", "Гай Маннеринг" (Gay Mannering, 1815), "Эдинбургская тюрьма" (The Heart of Midlothian, 1818), "Шотландские пуритане" (Old mortality, 1816), "Ламермурская невеста" (The bride of Lammermoor, 1819), "Роб Рой" (Rob Roy, 1817), "Монастырь" (The Monastery, 1820). "Аббат" (The Abbot, 1820), "Воды св. Ронана" (St. Ronan's Well, 1823), "Антиквар" (The Antiquary, 1816) и др.]. В этих романах С. развертывает необыкновенно богатый реалистический типаж. Это целая галерея шотландских типов самых разнообразных социальных слоев, но преимущественно типов мелкой буржуазии, крестьянства и деклассированной бедноты. Ярко конкретные, говорящие сочным и разнообразным народным языком, они составляют фон, к-рый можно сравнить только с "фальстафовским фоном" Шекспира. В этом фоне немало ярко комедийного, но рядом с комическими фигурами многие плебейские персонажи художественно равноправны с героями из высших классов. В некоторых романах -- они главные герои, в "Эдинбургской тюрьме" героиня -- дочь мелкого крестьянина-арендатора. С. по сравнению с "сентиментальной" лит-рой XVIII в. делает дальнейший шаг на пути демократизации романа и в то же время дает более живые образы. Но чаще все же главные герои - - это условно идеализированные молодые люди из высших классов, лишенные большой жизненности. Вторая основная группа романов С. посвящена прошлому Англии и континентальных стран, преимущественно средним векам и XVI в. ["Айвенго" (Ivanhoe, 1819), "Квентин Дорвард" (Quentin Durward, 1823), "Кенильворт", (Kenilworth, 1821), "Анна Гейерштейнская" (Anne of Geierstein, 1829) и др.]. Здесь нет того интимного, почти личного знакомства с еще живым преданием, реалистический фон не столь богат. Но именно здесь С. особенно развертывает свое исключительное чутье прошлых эпох, заставившее Ог. Тьерри назвать его "величайшим мастером исторической дивинации всех времен". Историзм С. прежде всего внешний историзм, воскрешение атмосферы и колорита эпохи. Этой стороной, основанной на солидных знаниях, С. особенно поражал своих современников, не привыкших ни к чему подобному. Данная им картина "классического" средневековья ("Ivanhoe" -- "Айвенго", 1819) в настоящее
Стр.1