А.М. Скабичевский
Наш исторический роман
Карамзин: pro et contra / Сост., вступ. ст. Л. А. Сапченко. -- СПб.: РХГА, 2006.
OCR Бычков М.Н.
<...>
Родоначальником беллетристики считается у нас Карамзин. Это не совсем верно, так как и до
Карамзина не мало было у нас беллетристики, но вся она была до такой степени лубочна и лишена каких
бы то ни было литературных достоинств и до такой степени ныне она забыта, что за Карамзиным все-таки
остается звание родоначальника, так как упростивши литературный язык и дерзнувши впервые писать,
как говорят, он первый начал писать повести легко и удобочитаемые. Ему же принадлежат и первые
попытки исторических повестей. Но, к сожалению, исторические повести как Карамзина, так и
современника его Нарежного, показывают только нам, до какой степени люди того времени были чужды
какого бы то ни было чутья исторической действительности.
В этом нет ничего удивительного. Как Карамзин, так и Нарежный1 воспитались на ложном
классицизме. В молодости они зачитывались: Сумарокова, Хераскова, Озерова2, Княжнина3 и проч.
Ложный классицизм очень часто прибегал к нашему историческому прошлому и любил выставлять
героями то Гостомысла4 и Вадима, то Рюрика5, Ярополка6, Дмитрия Донского7 или Дмитрия
Самозванца8, -- но во всех поэмах и трагедиях из старой русской жизни не было и следа ни исторической
правды, ни хотя какого-нибудь исторического колорита. Перед вами проходит ряд отвлеченных
ходульных олицетворений различных страстей, добродетелей и пороков, то необыкновенные по своей
доблести герои, то злодеи такие страшные, что мороз подирает по коже при одном взгляде на них, одним
словом злодеи, которые так прямо и говорят о самих себе:
Я ведаю, что я нежалостный зла зритель,
И всех на свете сем безстудных дел творитель.
(Сумарокова "Дмитрий Самозванец").
Рюрики и Гостомыслы произносят длинные, напыщенные речи, которые оказываются целиком
переведенными из различных трагедий Корнеля9 и Расина10. Вообще нужно заметить, что наш ложный
классицизм при всем своем рабском подражании французским образцам имел и свою особенность,
заключавшуюся в том, что в то время, как классические герои французской трагедии смахивали на
современных французов, у нас они ни на что не смахивали, положительно можно сказать, не имели
никакого образа и подобия человеческого.
Понятно, что для развития исторического романа школа эта была весьма плохая. Не много помог и
тот сентиментализм, который внес в нашу литературу Карамзин. Правда, с появлением сентиментализма
превыспренняя кровавая трагедия была заменена слезною драмою, а ходульный герой с вулканическими
страстями обыкновенным простым смертным, но только этот простой смертный оказался чересчур уж
чувствителен и плаксив, и если в повести из современной жизни, какова, например, "Бедная Лиза",
избыток чувствительности и плаксивости поражают нас как нечто крайне приторное и неестественное, то
в исторической обстановке эти необходимые атрибуты сентиментализма представляют ряд
невообразимых курьезов. Такое именно впечатление крайней несообразности сентиментализма с
допетровскою стариною производит первая историческая повесть Карамзина -- "Наталья, боярская дочь",
написанная им в 1793 году11.
В начале повести Карамзин предпосылает своему рассказу вступление, в котором он высказывает
свое умиление перед старою Русью и любовь к давнопрошедшим временам. "Кто из нас, -- говорит он, -не
любит тех времен, когда русские были русскими: когда они в собственное свое платье наряжались,
ходили своею походкою, жили по своему обычаю, говорили своим языком, по своему сердцу, то есть
говорили, как думали? По крайней мере я люблю сии времена, люблю на быстрых крыльях воображения
летать в их отдаленную мрачность, под сению давно истлевших вязов искать брадатых моих предков,
беседовать с ними о приключениях древности, о характере славного народа русского и с нежностию
целовать ручки у моих прабабушек, которые не могут насмотреться на своего почтительного правнука, не
могут наговориться со мною, надивиться моему разуму. Потому что я, рассуждая с ними о старых и новых
модах, всегда отдаю преимущество их под капкам12 и шубейкам перед нынешними bonnets а la...
Стр.1