Владимир Шулятиков
"ОДИНОКИЕ И ТАИНСТВЕЕНЫЕ ЛЮДИ"
(Рассказы Леонида Андреева)
"Курьер", 1901 г., No 278
"Драма одиноких душ" - вот тема, на которой особенно часто останавливают свое внимание
современные художники слова. "Одинокие люди" - вот излюбленные герои беллетристических
произведений.
Среди круговорота современной жизни, с лихорадочной быстротой несущейся вперед,
открывающей перед собой все более и более широкие общественные горизонты, создающей все более и
более широкие общественные идеалы, пробуждающей все больше и больше сознание общественной
солидарности, все настоятельней и настоятельней указывающей на ту связь, которая существует между
отдельными индивидуумами и общественными единицами, - интеллигенция, взятая в ее целом,
переживает минуты пониженной жизнеспособности и жизнедеятельности. Интеллигенты, окруженные
царством "борьбы и наживы", царством "буржуев" и филистеров, принужденные в силу особых условий
труда, в силу своей "интеллигентности", всего сильнее страдать от "умаления своей человеческой
сущности", от посягательства на цельность своего душевного мира, на неприкосновенность своей
"личности", со стороны царства "буржуев" и филистеров*, - интеллигент среди этого царства все громче и
громче говорит о своих "душевных драмах". Вместе с тем, не будучи в состоянии, очень и очень часто,
стать выше своих личных драм, не будучи в состоянии, отрешившись от собственных страданий, смело и
безбоязненно устремить свой взгляд в глубину новооткрывшихся общественных горизонтов,
проникнуться всецело сознанием общественной солидарности - они чувствуют себя одинокими.
* Мы уже имели случай говорить подробнее о психологии современного интеллигентного
пролетариата на страницах "Курьера" (см. "Курьер", No 201).
В безысходной тоске одиночества изнывают герои рассказов А. Чехова; о мечущихся "одиноких"
людях, терзающихся своим одиночеством, повествует М. Альбов; тихая грусть "одинокой души" звучит в
элегиях И. Бунина; о смутной тревоге "одинокой души" - говорят лирические произведения К. Бальмонта;
скорбью "уязвленного:, больного "одинокого" сердца проникнуты стихотворения К. Фофанова;
"таинственную глубину" страданий "одинокой души" старается раскрыть в своих рассказах г-жа
Гиппиус...
Одним словом, писатели самых различных направлений и самых противоположных лагерей
сошлись на разработке одной и той же темы - темы об "одиночестве".* Но в деле разработки этой темы
они поступают далеко не тожественно. В то время, как одни из них ограничиваются изображением тоски,
скорби, страданий "одиночества", изображением "трагедий" этого одиночества, другие договариваются до
идеализации этого одиночества (г-жа Гиппиус, К. Бальмонт); в то время, как одни из них выбирают своих
"одиноких" героев из среды "обыкновенных", "сереньких" людей, другие, с презрением относятся к
серенькой "толпе", грезят об одиноких "аристократах духа", рисуют фантастические образы сильных и
гордых своим одиночеством "избранников".
* K приведенным примерам, следует отметить, что среди русской интеллигенции в настоящее
время особенно широкую популярность приобретают те из произведений западно-европейской
литературы, в которых ярко освещаются "драмы одиноких людей" - пьесы Гауптмана и Ибсена,
рассказы Эдгара По, философские трактаты Фридриха Ницше; в самое последнее время замечается
интерес также к произведениям бельгийского поэта Роденбаха, создавшего своеобразный "культ
одиночества".
К числу беллетристов, ставящих себе задачей изображение душевных драм "обыкновенных"
одиноких людей, наряду с А. Чеховым и М. Альбовым, принадлежит Леонид Андреев.
* Леонид Андреев. "Рассказы". Издание товарищества "Знание".
Стр.1