Владимир Шулятиков
КРИТИЧЕСКИЕ ЭТЮДЫ
"Курьер", 1901, No 125.
Перед нами три тома драматических произведений книги А. И. Сумбатова.
Действие его драм разыгрывается обыкновенно в интересной социальной обстановке. Г. Сумбатов,
следуя традициям, завещанным драмой шестидесятых-семидесятых годов, старается обыкновенно
отмечать те или другие важные моменты общественной жизни, изображать столкновение
противоположных "культур". Его герои - то обитатели "оскудевающих дворянских гнезд,
стушевывающиеся перед торжествующими "буржуями" ("Арказановы", "Закат"), то степняки - помещики,
носители патриархальной простоты, попадающиеся в сети сыновей "испорченной" столичной культуры
("Листья шелестят"), то крупные финансовые аристократы и дельцы, "заклевывающие" честных
тружеников ("Соколы и вороны"), то всевозможные авантюристы, служители "Ваала", губящие честных и
добродетельных "идеалистов" ("Дочь века", "Муж знаменитости", "Цепи") и т.д. Во всех этих драмах он
подчеркивает торжество хищнического начала в общественной и экономической жизни. И все его драмы,
по характеру изображаемой в них обстановки и по характеру действующих лиц, должны бы были иметь
выдающееся общественное значение, представлять из себя многостороннюю иллюстрацию к одной из
интереснейших страниц летописи нашего общественного развития.
К сожалений, однако, общественный элемент в драмах г. Сумбатова не выдвинут с надлежащей
яркостью. Действие его драм но отвечает изображаемой в них обстановке.
Если у писателей шестидесятых годов, напр., в драмах Сухово-Кобылина, Чернышева или
Потехина, общественные мотивы составляли альфу и омегу драматического произведения (вредя
зачастую его "художественности"), - это обусловливалось, конечно, общим направлением литературы
названной эпохи, литературы, которая играла тогда особенную роль в ходе общественной жизни. Г.
Сумбатов, вступая на литературное поприще, находился под сильным влиянием шестидесятников: об этой
влиянии свидетельствуют его ранние драмы (напр. "Дочь века" или "Громоотвод", впоследствии
переделанный в "Соколы и вороны"), но это влияние было, главным образом, влиянием чисто
литературным.. Ко времени дебюта г. Сумбатов в качестве драматурга, тех условий; которые в
шестидесятые годы определили социальный характер литературы, уже не существовало. Русская
интеллигенция пережила несколько фазисов развития. Идеалы шестидесятых годов были частью забыты,
частью отвергнуты, частью слишком своеобразно поняты и истолкованы "восьмидесятниками".
Расцвет творческой деятельности г. Сумбатова совпадает как раз с эпохой восьмидесятых годов:
из одиннадцати драм, помещенных в "Полном собрании сочинений" - большинство ("Дочь века", "Листья
шелестят", "Сергей Сатилов", "Муж знаменитости", "Царь Иоанн IV", "Соколы и вороны", "Арказановы",
"Цепи") написано в период от 1880 - 1888 г.; только три пьесы относятся к девяностым годам ("Старый
закал", "Джентельмен", "Закат"). Причем последние пьесы не представляют существенно ничего нового
сравнительно с тем, что г. Сумбатов создал в продолжение восьмидесятых годов: не прибавляют новых
черт для характеристики его, как драматурга; в них мы находим ту же технику, тс же общие приемы, те же
драматические положения, как и в предыдущих произведениях, даже одни и те же типы*, воплощенные,
правда, а различные образы. И эпоха "восьмидесятых " годов наложила на творчество г. Сумбатова
неизгладимую печать.
* Чтобы убедиться в этом, стоит сравнить, напр., "Закат" с "Арказановыми",
разрабатывающими общую тему о дворянском оскудении: сходство центральных фигур обеих пьес
Наварыгина и Кастула несомненно.
Нам уже неоднократно на страницах "Курьера" приходилось касаться эпохи восьмидесятых годов
и разъяснить сущность ее литературного движения этой эпохи. Здесь мы позволим себе ограничиться
лишь тем, что напомним следующее: эпоха восьмидесятых годов была эпохой, воскресившей, между
прочим, культ чувства, культ героической личности, одиноко борющейся с обществом и общественными
предрассудками, культ романтизма, романтических страстей и подвигов.
Именно, эти стороны культуры восьмидесятых годов и усвоил себе бывший ученик Потехина,
Островского и Сухово-Кобылина. Приобретя себе в качество сценического деятеля громкую известность
Стр.1